Как развивается малыш?
Каждое причинно-следственное отношение предполагает определенный временной порядок, или следование событий во времени. Малыш тянет веревочку ветряной мельницы — это вызывает движение лопастного колеса. Ребенок семи месяцев от роду роняет предмет и смотрит, что произойдет. Нет никаких оснований полагать, что новорожденный имеет какое- либо представление о причинно-следственных отношениях или о временной последовательности событий. Однако ясно, что позднее он усваивает основы таких отношений в процессе активного познания мира.
Память. Самый простой способ проверить человеческую память состоит в том, чтобы расспросить его о тех событиях, которые произошли с ним в прошлом. С младенцами этот способ неприемлем. Но в ряде фильмов, поставленных профессором Дж. Маквикером Хантом для иллюстрации теории Пиаже о ранних этапах интеллектуального развития, тема памяти получила остроумное решение. В фильме под названием «Постоянство объектов» ребенку первого года жизни предлагали отыскать маленькую игрушку, спрятанную под шарфом или каким-либо другим куском ткани. Годовалого ребенка обычно не затрудняло снять шарф с предмета и найти последний; но если поверх предмета клали три шарфа, то ребенок в возрасте одного года очень часто сдергивал первый шарф, а потом приходил в замешательство и сдавался. Двухлетка, напротив, продолжал стаскивать шарфы, пока не находил предмет. Можно предположить, что постоянство образа скрытой игрушки в уме двухлетнего ребенка значительно сильнее, чем у годовалого ребенка или младенца еще моложе.
По-видимому, сохранение образов, или память, необходимо для того, чтобы ребенок не забывал задачу и отыскивал то, что потерял. Есть основания полагать, что в IV фазе ребенок располагает очень ограниченной памятью такого рода. Если ребенку семи-восьми месяцев дать предмет, чтобы он поиграл им, а потом спрятать его на глазах младенца под шарф, то вряд ли он примется его искать. В IV фазе память ребенка, по-видимому, еще очень ограниченна, но все же она развивается.