Что делать, если родитель недоволен (возмущен) какой-то позицией
Не стоит обсуждать эти вопросы на общем собрании, лучше разобрать все проблемы при личной встрече. Если родитель возбужден, если требует немедленного разбора ситуации, необходимо спокойно и тактично попросить его перенести обсуждение на определенное время: «Мы можем обсудить эти вопросы при личной встрече. Если вам удобно, можно встретиться...», «Я думаю, лучше обсудить эти вопросы при личной встрече. Давайте встретимся...».
При этом не следует подчеркивать эмоциональное состояние (как часто бывает): «Не волнуйтесь...», «Ну, что вы волнуетесь...», «Нечего возмущаться, это наши правила...», «У нас такая программа, вы об этом знали» — и тем самым закрывать возможность обсуждения волнующих родителей проблем.
Важно: позитивная установка. Это общая позиция и для учителя, и для родителей.
(Учителю.) Наверняка в вашем собственном опыте или в опыте ваших коллег есть очень трудные случаи или даже «провалы» на первых собраниях, когда родители, словно сговорившись, задают неудобные вопросы, когда любое требование и даже просьбы воспринимаются в штыки, когда перебивают, не дав договорить фразу, когда готовы спорить даже о том, о чем никогда не спорят (может быть бесчисленное количество вариантов и вариаций негативного опыта). Несмотря на это, необходимо проанализировать причины неудачи, определить ошибки, для того чтобы не повторять их, и... забыть неудачу, не думать о неприятных моментах, исключить тревожное ожидание неудачи.
Именно настрой во многом определяет и вашу позу, и выражение лица, и интонацию, с которой будет сказана первая фраза, а от этого зависит и ответная реакция родителей. Атмосферу родительского собрания определяет учитель, а значит, именно вы должны задать тон.
(Родителям.) Возможно, и у вас есть тяжкий груз неловкости и тревоги, связанный с родительскими собраниями старших детей или другой школы, или рассказов коллег, родственников, друзей. Однако важно иметь в виду (даже если вы идете на собрание к тому же учителю, с которым был конфликт): не стоит настраиваться на новые проблемы. Ваше напряжение, настороженность во взгляде, «закрытая» поза (а все это невозможно проконтролировать) не останутся незамеченными.
Учителю, входящему в класс, где пусть даже не все родители, а 10—15 человек «готовы к бою», очень сложно настроиться на спокойное и доброжелательное общение. Поэтому и учителю, и родителям хорошо бы настроиться на позитивное взаимодействие.
- Следующий этап — необходимо четко сформулировать свои цели и задачи общения (то, о чем необходимо поговорить, обсудить, прояснить). Поскольку у учителя, как правило, свои цели, а у родителей — свои, остановимся на каждом случае отдельно.
Особенности первой встречи с родителями. Первое собрание — это ситуация знакомства, к которой важно хорошо подготовиться: открытая поза, приветливый взгляд, доброжелательность в голосе, несколько слов о себе: «Здравствуйте, уважаемые родители, я рада нашей встрече, меня зовут... Я работаю в школе пятый год, и ваши дети — мой второй набор в начальной школе» («Я преподаю математику и буду классным руководителем...»; «Я учитель физики и с этого года буду классным руководителем...»).