Быть консультантом, дающим ребенку советы, и оказывать ему помощь
Предоставив ребенку V фазы развития возможность свободно передвигаться по дому и обеспечив материалами, которые поддерживают его интерес, вы можете быть уверены, что малыш займется исследованием и найдет предметы, которые его заинтересуют, даже вызовут восторг. Кроме того, иногда он может оказаться в ситуации, вызывающей у него разочарование, испуг. В большинстве случаев ребенок обратится к вам за помощью, утешением или за тем, чтобы вы разделили его радость. В тот момент, когда ребенок подходит к вам, вы можете стать воспитателем своего ребенка.
Что заинтересовало малыша, понять относительно легко. Если ребенок подходит к вам чем-то возбужденный, то вы поставлены в идеальные условия для его научения. Хорошая мать реагирует на поведение малыша как можно быстрее. Она не заставляет малыша ждать, продолжая, например, разговор по телефону. Мать может показать ребенку, что она чутко реагирует на него, хотя бы сказав ему: «Погоди минуточку, я сейчас занята». Это все-таки лучше, чем просто не ответить ребенку.
Отреагировав соответствующим образом, хорошая мать смотрит, что же там заинтересовало ребенка, а затем помогает ему, если в этом есть необходимость. Она также произносит несколько слов, соответствующих ситуации. Если, например, ребенок подходит к вам с куклой, у которой необычайно длинные ноги, вы можете сказать: «Вот какие длинные ноги! У папы тоже длинные ноги, правда? А у тебя маленькие». Как только помощь оказана, утешение последовало, а слова сказаны (хотя к речи прибегать можно не всегда), следующий шаг состоит в том, чтобы позволить ребенку уйти, как только он захочет. Хорошая мать не заставляет своего ребенка бездействовать и скучать около себя.