Специалисты Челнов скептически относятся к инициативе правительства
Мы уже писали, что правительство РФ одобрило проект закона о создании службы финансовых уполномоченных. Оно объяснило его необходимость большим количеством споров между гражданами России и финансовыми организациями.
Что думают по этому поводу челнинские специалисты: Директор Набережночелнинской общественной организации "Департамент по защите прав потребителей" Надежда Кузнецова говорит, что каждый из ее юристов (в штате пять специалистов) ведет в неделю по 2-3 дела, где граждане спорят с банками. В то же время Кузнецова скептически относится к идее службы финансовых уполномоченных.
- Если исполнение решений этих уполномоченных будут обеспечивать судебные приставы, то это что получается? Это замена суда? Это третейский суд, что ли? А если финансировать службу финансовых уполномоченных будут банки и страховщики, то это будет коррупция та же самая. Кто из уполномоченных будет "кусать руку дающего"? - ставит вопросы Надежда Ильинична. Опираясь на свой богатый опыт, она говорит, что в сложные ситуации, например, с банковскими кредитами граждане чаще всего попадают по своему недомыслию. По-бестолковости, прямо говоря. А к юристам обращаются уже когда "конец света" для них наступил. Когда суд уже постановил изъять квартиру в погашение кредитов и так далее.
- Лучше бы они (правительство, законодатели - ред.) закон о коллекторах наконец-то приняли, - считает Кузнецова. Потому что закона нет как нет, а коллекторы давно и вовсю действуют. Ничего не слушают и ни во что не вникают, а просто требуют с людей долги днем и ночью. Причем иногда такие долги требуют, которые уже и судом забирать нельзя.
Настороженно относятся к идее финансовых уполномоченных и в банках. Во всяком случае, заместитель директора банка "Камский горизонт" Римма Орлова говорит, что для ее банка эта служба может стать дополнительным источником расходов. А расходы эти могут привести к росту ставок по потребительским кредитам. И ничего больше. Потому что в этом банке еще не было случаев, чтобы кто-то из клиентов с ним судился. Банк не дает такого повода. А вот сами клиенты, например, потенциальные заемщики - нередко.
- Заемщики не совсем понимают, какова мера ответственности по кредиту, а иногда - зачем им кредит вообще. При заработке 10 тысяч рублей ему почему-то обязательно нужен дорогой айфон. Я понимаю, если бы ему кредит прибавил источников дохода. Есть люди, которые привыкают жить в долг, не отдавая. Такой хоть у банка займет, хоть у своего друга - вести себя будет одинаково. То есть, если у банков и возникают проблемы, то вот с такими клиентами, которые яваляются недобропорядочными.
Добропорядочные плательщики всегда читают договора, расспрашивают, а мы всегда раскрываем эффективную ставку, знакомим с графиком погашения кредита, - обрисовывает ситуацию Орлова. Этим она объясняет почему для нормальных банков служба финансовых уполномоченных может стать просто обузой.
Для справки. По данным Набережночелнинского городского суда, за 1-й квартал 2014 года было рассмотрено 534 иска о взыскании страхового возмещения и 211 исков к банкам от челнинцев, имеющих кредитные договоры.