Опасный трамвай
На днях в Набережных Челнах сошел с рельсов очередной вагон. Обошлось без пострадавших. Но пугает то, что подобные случаи нередки. Грозит ли городу, который давно нуждается в обновлении вагонов, трамвайная катастрофа?
29 апреля 2011 года в районе остановки «45 комплекс» прохожие стали свидетелями необычного ДТП. На их глазах вагон трамвая N8 буквально пошел в разнос. Передняя тележка колес, как положено, продолжила свой маршрут, а задняя оказалась на других рельсах.
В марте 2012 года трамвай “убежал” со шпал при повороте на проспект Яшьлек, причем вагон, по словам очевидцев, двигался очень медленно.
9 апреля 2012 года на улице Центральная сошли сразу два вагона. Движение было восстановлено спустя 45 минут.
18 марта 2013 года на развязке проспекта Хасана Туфана сошел еще один вагон. В результате вереница трамваев простояла около часа. Выяснилось, что водитель, проезжая стрелку, превысила скорость и не заметила вовремя, что задняя пара колес покидает рельсы.
И, наконец, 10 апреля этого года в районе «Гаража-500» сошел с рельсов трамвай без пассажиров, проходивший обкатку после ремонта. Предварительная прмчина схода – «усталостная трещина рельса». Движение было остановлено почти на 2 часа.
“Электротранспорт” имеет в парке 110 вагонов, многим из из которых уже более 20 лет. Может быть, причина кроется в этом?
- Нет, износ подвижного состава здесь ни причем, - утверждает генеральный директор предприятия Рашид Шамсутдинов. - Главный минус старого парка в том, что мы несем дополнительные затраты. Это как подержанный автомобиль, требующий постоянных вложений. А с точки зрения безопасности те требования, которые нам предъявляются, мы исполняем. Это касается и вагонов, и путевого хозяйства. На некоторых участках заменили шпалы и рельсы.
Причина подобных происшествий, в первую очередь, в человеческом факторе. Сходы были и раньше. Однажды у нас опытная вагоновожатая уснула и въехала в другой трамвай. Чуть людей не поубивали. Иногда подводит самоуверенность водителей, имеющих 25-летний стаж, - мол, плавали, знаем... Бывает, пацаны подкладывают болты. Чаще это происходит весной.
“Болты могут попасть на рельсы и без помощи хулиганов, - говорит главный инженер “Электротранспорта” Марат Давлетшин. - Крепежная деталь может срезаться во время движения и попасть в ложбинку рельсов. Наезжая на оставленный болт, машина приподнимается и сходит. Это может случиться и с новым вагоном. Причиной также может являться непогода: вода на шпалах, скользкое покрытие или механизмы стрелки начинают плохо срабатывать при обильных снегопадах и морозах. Но несмотря на то, что вагоны у нас не новые, почти все они прошли капитальный ремонт”.
Чтобы понять, к каким трагическим последствиям может привести сход трамвая с рельсов, достаточно вспомнить случаи в Питере мае 1988 года. Из-за неисправных железнодорожных путей сошедший вагон выбросило навстречу другому. Суммарная скорость столкновения составила около 80 км/ч. Пострадало около 100 человек. Погиб один. А в Днепродзержинске в июле 1996 года на крутом спуске у трамвая, в котором находилось 150 человек, отказали тормоза. Машина стремительно набирала скорость в течение двух километров, а потом врезалась в бетонное заграждение. По свидетельствам очевидцев, скорость трамвая в момент столкновения составляла не менее 70 км/ч. Катастрофа унесла жизни 34 человек, среди них 20 женщин и один ребенок. Более 100 человек получили различные травмы. Несколько человек погибли или серьезно покалечились, когда в панике выпрыгивали на ходу через разбитые окна.
Может ли произойти подобное в Челнах?
- Наша система контроля работает полноценно, - отвечает Рашид Шамсутдинов. - Если из-за финансовых трудностей у нас что-то не будет соответствовать необходимым требованиям, мы просто не выпустим трамвай на линию, или он не поедет по тому опасному участку, где требуется ремонт. В Челнах четыре крутых спуска, хотя считаются не самыми сложными, но они есть – все под мостами Московского проспекта. Вагоновожатые проходят инструктажи и медосмотры, в том числе и утром перед выходом на линию. Но кто знает, выспался ли этот человек нормально перед работой?
Ленар БАТЫРШИН.