Дмитрий Ливанов: «КАМАЗ» - ключевой исполнитель проекта по созданию беспилотников»
Сегодня крупнейшее предприятие города Набережные Челны посетил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. В ходе визита он принял участие в испытании беспилотного автомобиля.
- Мы участвуем в этом проекте вместе с коллегами из Министерства промышленности и торговли РФ, - сказал Дмитрий Викторович в общении с журналистами. – Мы, конечно, отвечаем за исследовательскую часть программы «Национальная технологическая инициатива». В частности могу сказать, что уже два года назад мы открыли финансирование целой исследовательской программы по разработке методов технического зрения, которое является одним из основных компонентов необходимых для беспилотного автомобиля. То есть это ориентация на местности, в пространстве, определение характеристик объектов, которые автомобиль встречает и т.д. Это один из примеров того, как мы участвуем в реализации проектов «Национальной технологической инициативы». Естественно, сейчас по каждому из направлений («АвтоНет» и другие) будет сформирована целая исследовательская программа, которую мы будем поддерживать.
- Что можно сказать о создании полигона для испытаний? И сколько это будет стоить?
- В рамках проекта «АвтоНет» будет создан полигон для испытания беспилотных автомобилей. Он будет здесь, недалеко от Набережных Челнов, то есть недалеко от основной площадки реализации проекта. Источник финансирования в федеральном бюджете есть. Конкретная стоимость полигона определится по мере выполнения работ.
- Преимущественно для каких целей будет разрабатываться беспилотник – военных или гражданских?
- Сейчас речь идет только о гражданских целях. Естественно, потом спектр применения может быть расширен.
- «КАМАЗ» является приоритетным разработчиком в этой области? Или же придется еще конкурировать с кем-то?
- «КАМАЗ» выбран ключевым исполнителем проекта «АвтоНет» в рамках программы «Национальная технологическая инициатива». Это, конечно, не означает, что все будет замкнуто только на «КАМАЗ». Будет сформирован консорциум участников, который будет включать наши передовые промышленные предприятия, научные, образовательные организации, ведущие технические университеты. Но интеллектуальный и технологический центр самого проекта здесь в Набережных Челнах.
- А что касается импортозамещения, все отечественные разработки будут или иностранные тоже?
- Смысл самого проекта «Национальной технологической инициативы» состоит в том, чтобы обеспечить технологическое лидерство нашей страны, то есть разработать у нас в России именно те технологии, которые на горизонте 10-20 лет будут определять развитие человечества в целом. То есть в основном речь идет о разработке российских программных продуктов и технологий.
Также министр рассказал о планах создания федерального центра интеллектуальной робототехники, в том числе и для реализации проекта беспилотного автомобиля, а также для беспилотных кораблей, летательных аппаратов и для еще целого ряда применений.
На испытательной площадке внутри периметра ПАО «КАМАЗ» прошли показательные заезды беспилотного «КАМАЗа». Сначала он преодолел дистанцию один, объезжая выставленные на пути препятствия, а затем проделал то же самое в составе колонны из двух автомобилей. Хотя умная машина делала все самостоятельно по программе, передаваемой с пульта управления, в кабине для безопасности находился водитель. В одном из заездов на беспилотнике прокатился и Дмитрий Ливанов.
- Действительно автомобиль двигался без управления человеком по заранее заданной программе, - поделился впечатлениями Дмитрий Викторович. - Например, было смоделировано движение в колонне. «КАМАЗ» самостоятельно поддерживал дистанцию до впереди идущего автомобиля, сам отслеживал территорию. Я внимательно следил, человек ни руля не касался, ни педалей и вообще ничего.
.- Уже больше года идет реализация этого проекта, - ответил на вопрос журналистов гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.
- «КАМАЗ» на собственные средства ведет разработки или на федеральные?
- Пока мы тратим собственные средства.
- Какие трудности были при создании беспилотного автомобиля?
- Сегодня уровень техники уже позволяет делать все, что угодно в этой области. Я не вижу каких-либо трудностей. Наверное, основная проблема была в том, чтобы вовремя осознать то, что это нужно и необходимо. Что это не просто описано в книгах фантастики, а это уже сегодня реально.
- Что еще нужно, чтобы запустить беспилотники в серию?
- Очень много. По нашим планам это будет в 2022 году.
Затем министр образования и науки принял участие в совещании по реализации проекта создания семейства беспилотных автомобилей на базе шасси «КАМАЗ», которое прошло за закрытыми дверями.