Церковь на карте
Последние годы город активно наполняется культовыми сооружениями: в Набережных Челнах семь церквей, 13 мечетей, в том числе строящихся. Мы становимся свидетелями появления новых зданий, а порой и трагических событий, связанных с ними. Об истории появления и исчезновения религиозных объектов, которые мы застать не могли, рассказывает кандидат исторических наук Владимир Ермаков.
Самые первые
Первые храмы на территории нашего города появились в 1-й половине 17 века, вскоре после того, как сюда пришло православное население. Первая перепись была в 1647 году, и она зафиксировала название Челнинский починок (позже — Мысовые Челны), или сельцо Ильинское. Это означало, что уже в 1647 году в этом поселении была церковь Ильи. В переписи 1651 года упоминается вторая церковь — Никольская, в Бережной слободе (позднее - Набережные Челны). Обе церкви были деревянные, построили их на средства прихожан.
Примерно в это же время, в середине 17 века, на Элеваторной горе была построена деревянная крепость для защиты от набегов кочевников. Около этой крепости был небольшой монастырь, на 4-5 монахов. Он просуществовал около 40 лет, сгорел во время одного из восстаний в 1681-1682 годах.
Такой же монастырь был основан в Ильбухтино в 1650 году. Село изначально населяли татары, но уровень миграции был высок. Люди приходили, строили простые избы, уходили дальше, приходили другие - марийцы, затем русские. Государственных крестьян было трудно удержать на месте. Название поселения сохранилось, хотя село часто называли и Макарьево — по наименованию церкви в честь Макария Желтоводского.
Кто платит?
В 1820-х годах, почти одновременно, вместо деревянных церквей начинают строить каменные. Новые здания храмов появляются в Набережных Челнах, Мысовых Челнах, Бетьках, Ильбухтино. Строительство велось на средства прихожан. Например, в Набережных Челнах, где работал перевоз через Каму, на крестьянском сходе решили, что доходы от него будут копить на строительство каменной церкви. Благотворительность в это время еще не встречается, хотя бы потому, что еще нет таких капиталов, она появляется во второй половине 19 века.
Орловская церковь, построенная предположительно в 70-х годах 18 века, становится каменной позже остальных — в 1859 году, на средства купца Стахеева. Через 13 лет Стахеев финансировал строительство каменного храма в Боровецком. Только в Мензелинском уезде на его деньги было возведено более 20 церквей. Строили всегда частные подрядчики: брали заказ выстроить церковь из своих материалов, сами делали кирпич, на месте обжигали (кирпичных заводов тогда не было). Строили по строго утвержденному типовому проекту. Губернский архитектор приезжал, инспектировал строительство.
Церкви строили также на помещичьи средства. В Челнах была только одна помещичья деревня — Мироновка, в районе нынешнего Пединститута. Большинство крестьян, проживавших на территории Челнов, были дворцовые, удельные, принадлежали царской фамилии.
Без мечетей?
В архивах практически не встречается информация о челнинских мечетях. И долгое время не было известно, была ли в Челнах мечеть. Владимир Ермаков нашел упоминание в документах: перед первой мировой войной, в 1914 году, мусульмане купили два дома, обыкновенные крестьянские избы. В одном доме жил мулла Якубов. Во втором был устроен молельный дом. Мечетью в полном смысле слова его назвать нельзя.
Почему религиозное объединение мусульман возникло так поздно? Потому что и татарское население появилось сравнительно поздно, это были в основном хлебные торговцы. Говоря современным языком, они были «прописаны» в Нуркеево, Тлянче-Тамаке, а в Челнах вели бизнес, покупали дома, строили мельницы. Количество татарского населения выросло, и встал вопрос о молельном доме. Была даже попытка наладить религиозное обучение детей, но власти не разрешили. Второе упоминание о молельном доме встречается только за 1926 год. Община верующих мусульман, проживавших в Набережных Челнах, представила властям заявление на бесплатное пользование богослужебным зданием. Службы возобновились в 26-м году. Тогда еще это позволялось. О дальнейшей судьбе муллы и прихода больше ничего неизвестно.
Новое время — тяжкое бремя
До революции церкви чувствовали себя комфортно. Имели гарантированный доход со своих земель (каждой церкви давалось 33 десятины, это почти 33 гектара), которые сдавали в аренду. Прихожан было много. Злоключения начались с приходом к власти большевиков.
Сначала под разными предлогами запрещались службы. Например, в связи с эпидемией тифа. С введением сухого закона под запретом оказался кагор. Вместо вина во время причастия стали давать отвар. В 1922 году были созданы комиссии по изъятию церковных ценностей. Далее власть фактически санкционировала раскол церкви: не все священники и прихожане поддержали церковную реформу. Остались церкви, придерживающиеся дореволюционной веры, другие попытались приспособиться к новым условиям, договориться с советской властью. Оплотом староцерковничества осталась Ильинская церковь. Все остальные: в Орловке, в Набережных Челнах, в Боровецком, в Бетьках - стали обновленческими. Среди прихожан произошел раскол. Потом начались репрессии. Священнослужители первыми попали под этот каток. Позже - кулаки и торговцы.
Не иначе как игрой в демократию можно назвать процедуру закрытия церквей. Вот пример. Бетьки, 26 апреля 1939 года. В селе устроены собрания по бригадам и участкам. Из 930 человек в собраниях участвовали 772. Из них голосовали за закрытие церкви 662 человека, или 71 % к числу возрастного населения. Добровольно или нет — этого уже не узнать. Но создавалась видимость того, что церковь закрывают по желанию трудящихся. Цитата: «Президиум райисполкома постановляет: удовлетворить ходатайство граждан села Бетьки о закрытии церкви и использовании здания под клуб». Такая процедура проходила везде. Священника Ильинской церкви Скворцова арестовали и сослали в лагерь в Свияжске, он умер в заключении в годы войны.
Воскрешение из руин
Меняется облик сохранившихся храмов, мы видим, как за последние 20-30 лет изменился вид Свято-Вознесенского собора в Боровецком, церкви Космы и Дамиана в Орловке. Но не найти уже следов Никольской церкви, находившейся на улице Центральной. Она была закрыта в 30-е годы. В 39 там была типография, в годы войны - склад, учебные классы. После затопления церковь оказалась под водой. Не сохранилась Ильинская церковь. Ее руины еще стояли, когда начинали строить «КАМАЗ». В 70-е все разрушили бульдозерами. Сейчас примерно на этом месте стоит новый храм — Серафима Саровского. Ничего не сохранилось на Элеваторной горе: деревянные строения сгорели без следа. Какое-то время исследователи еще могли наблюдать ров, опоясывавший крепость. Когда-то глубокий, до трех метров, наполняемый водой, он сохранялся дольше всего.
Не ушла в небытие церковь в Ильбухтино. Как и многие другие, она подвергалась разрушению в 30 годы. Сейчас храм Макария Желтоводского восстанавливает на свои средства и общественные сборы Сергей Морозов - бывший работник милиции, краевед, патриот своего села.
Подготовила Ольга Арминен
P.S. Подробнее об истории храмов можно будет прочесть в краеведческой литературе. Готовится к печати книга по истории Ильинской церкви, авторы - Владимир Ермаков и Нина Шишкина. Готова к публикации рукопись, написанная Владимиром Ермаковым и Алексеем Комиссаровым, об Орловке: история села, храма, подробности о священнике Алексее Лаврове, служившем в 20-30 годы, пока церковь не закрыли большевики.