Школа кабацких музыкантов
Поводом «копнуть» целый пласт челнинской культуры стало грядущее 35-летие одного из самых популярных в 70-80-х годах прошлого века городских вокально-инснтрументальных ансамблей - ВИА «Контрасты». Это событие музыканты планируют отметить большим концертом 6 декабря в концертном зале мэрии.
На ударную комсомольскую стройку в Набережные Челны съезжалась молодежь со всей страны. А молодым во все времена свойственно не только вытворять, но и творить. Кому-то для этого хватало ручки и листа бумаги или кисти и холста, но самым массовым искусством, конечно же, было музыкальное. Концерты, танцплощадки... Популярность вокально-инструментальных ансамблей тогда трудно было переоценить. Они плодились, как грибы после дождя. Свой ансамбль был почти на каждом заводе, в каждом ресторане, в каждом доме культуры... Сколько же тогда было музыкальных колективов в городе? На этот вопрос сегодня, наверное, точно уже никто не ответит.
- Я приехал в Набережные Челны в январе 1976 года, - вспоминает бывший руководитель ВИА «Контрасты» Александр Василенко. - И могу сказать, что с 1975 года в «КамГЭСэнергострое» уже существовал ансамбль «Проба сил». Кстати, его тогдашний руководитель Владимир Лубковский сейчас работает в театре Стаса Намина. И в ДК «Энергетик» тогда появился ансамбль «Движение». Это два коллектива работали в старой части Набережных Челнов. Основная же музыкальная история писалась в Новом городе. На заводе двигателей были ансамбли «Время» и «Ритмы КАМАЗа» под управлением Константина Солдаткина. На кузнечном заводе - «Кристалл». На литейном заводе - «Гамма». Его руководитель, Марат Сайфутдинов потом организовал известный ансамбль «Сак-Сок».
- А как в эту субкультуру вписался ваш ансамбль «Контрасты»? С чего он начался?
- Как-то мне сказали, что в 14-й школе, в 4 комплексе Нового города, есть очень интересный ансамбль «Цветные тени». Я пришел туда, а там сидят мальчишки: десятиклассники Александр Сайбель и Михаил Галимуллин, Александр Хохлов, который уже закончил школу и устроился на литейный завод, и электрик с этого же завода Александр Сазонов. Директор школы выделил им помещение в подвале, и они там репетировали. И вот все они пришли потом ко мне в ДК «Автозаводец». Мы начали репетировать, а вскоре получили приглашение из Тольятти на фестиваль политической песни. Но ребята еще не были достаточно сыграны. Поэтому пришлось обратиться за помощью к ансамблю «Бриз» из незадолго до этого открывшегося ресторана «Океан». Кстати, там тогда пел знаменитый в Челнах тенор Геннадий Шалахов, потом он участвовал у меня в программе по песням Виктора Хары. Съездили на фестиваль и... стали лауреатами. Затем туда мы ездили ежегодно. И через него попали однажды на международный фестиваль политпесни, который проходил в Берлине.
- Но все же истинная популярность завоевывалась на танцплощадках?
- Конечно, настоящая популярность приходила после выступления на массовых мероприятиях. Уже в мае 1976 года мы открыли танцевальную пощадку в парке «Гренада», где выступали на протяжении 15 лет. Вот тогда и начал формироваться состав, но уже не из ресторанных музыкантов. Ресторан ведь тогда был очень доходным местом. Ребята там зарабатывали больше, чем директор завода. А было тогда ресторанов в городе 15 или 16. Кабацкие музыканты были на вес золота. И выдернуть их в самодеятельный ансамбль было практически невозможно.
- Помнится, проводились конкурсы среди музыкальных колективов города. В том же «Автозаводце» яблоку негде было упасть, зрители сидели даже на полу.
- Да, проводились конкурсы именно среди ресторанных ансамблей. Поскольку каждому ресторану присваивалась категория, от которой потом зависела цена основных блюд и услуг, то этой категории должен был соответствовать и уровень музыкантов. Была создана специальная комиссия, которую поочередно возглавляли я и Александр Колигер. В нее входили директора музыкальных школ, журналисты и др. Мы прослушивали ансамбли и определяли их соответствие категории ресторана. Было и такое. Поэтому попасть в ресторанный ансамбль было трудно. Для многих музыкантов это была вершина. И вот именно тогда в городе среди музыкантов появилась поговорка, что «Контрасты» - это школа для кабацких музыкантов. У нас же была самодеятельность, она давала возможность поездить по фестивалям, но не кормила. Поэтому многие из приходивших к нам ребят, достигнув определенного уровня, уходили играть в ресторан, зарабатывать деньги. А там, узнав, что они прошли школу «Контрастов», брали их с удовольствием. Это был как знак качества: если играл в «Контрастах», значит, точно музыкант первой категории.
Сергей РОДАЧЕВ