Этнолог Александра Терёхина проведёт год в семье ямальских оленеводов
Изучать жизнь арктических оленеводов в город Салехард (Ямало-Ненецкий автономный округ) из Санкт-Петербурга уехали двое молодых ученых, Александра Терёхина и Александр Волковицкий. Супружеская пара планирует прожить в ямальской кочевой семье целый год. Свою этнографическую экспедицию они назвали «Настоящие люди». Александра Терёхина родилась и выросла в городе Набережные Челны. Корреспондент газеты «Челны ЛТД» связалась с Александрой перед самым отъездом.
- Александра, расскажите, пожалуйста, о своей жизни в Челнах.
- Мои родители приехали в Татарстан из Пермского края. Начальные классы я отучилась в школе № 44, а с 5 по 11-ый – в школе №5. Я пела в детском театре «Земляничка». В старших классах любовь к пению вылилась в участие в рок-группе «Артерия» и проектах других челнинских команд. Тогда же началось мое увлечение историей и тренировки в клубе исторического фехтования «Мидгард».
Уехала в Москву в 2004 году и поступила на исторический факультет Московского педагогического государственного университета. Мои родители – учителя с большим стажем. В детстве я видела всю эту преподавательскую «кухню» и зареклась «ни за что в жизни» не становиться учителем. Но вышло иначе: с конца второго курса я попала в одну из лучших столичных школ – № 179, где работала в течение 8 лет.
Я вела историко-этнографический кружок, в рамках которого мы вместе с детьми составляли маршруты и выезжали на каникулах в другие регионы России и разные страны: Украину, Беларусь, Польшу, Китай, Турцию, Сербию. Конечно же, одна из таких поездок была организована и в родной Татарстан.
- Когда у Вас появился интерес к коренным народам Ямала?
- Этнография, особенно народы Урала и Сибири, стала меня интересовать на третьем курсе. Я в своем сознании связываю такой выбор с пермскими корнями и привязанностью к этим местам. Интерес перерос в специализацию по этой научной дисциплине благодаря знакомству с Музеем кочевой культуры. Есть в Москве такой музей, где под открытым небом собраны жилища разных кочевников планеты: ненецкий чум, чукотская яранга, монгольские, киргизские и казахские юрты, шатры бедуинов и туарегов, индейский типи и другие. Внутри каждого жилища отображена реальная обстановка представленного народа. В музее работают увлеченные люди, которые в экспедициях собирали экспонаты для каждой коллекции.
Я участвовала в сборе коллекции для ненецкого чума. Именно тогда впервые попала в Ямало-Ненецкий автономный округ, тундру, на стойбище к оленеводам. Для меня это был совершенно необыкновенный мир, словно из книжек. В округе оленеводством занимаются ненцы, ханты и коми – первые два народа имеют статус коренных малочисленных народов Севера. В тот момент меня особенно поразила религиозная ситуация на Ямале.
Я познакомилась с семьями оленеводов, называющими себя православными, но хранящими родовых идолов в нартах и приносящих в определенные моменты жизни в жертву оленей. Я побывала на служениях в протестантских (евангельских) церквях разных направлений, которых в Салехарде семь. В итоге мой диплом был посвящен деятельности протестантских миссионеров среди коренных народов Ямала. Дальше я поступила в аспирантуру Института этнологии и антропологии РАН, в отдел Севера и Сибири. За период с 2008 года у меня накопился широкий, с точки зрения географии, экспедиционный опыт: Ямал, Эвенкия, Якутия, Таймыр, Сахалин.
- Когда появилась идея отправиться в эту экспедицию? И почему так важно прожить в ямальской семье именно год?
- Прожить с оленеводами год – это моя давняя профессиональная мечта как антрополога (этнолога). Работа в школе позволяла выезжать в «поле» лишь в каникулярное время. Нужно пробыть там именно целый год. Ведь это полный цикл хозяйственных работ, который особенно важен в кочевом сообществе. Идея такой экспедиции возникла почти сразу же, когда стало понятно, что я переезжаю в Петербург, откуда родом мой муж – Александр.
- Ваш муж тоже учёный. Где вы познакомились, и какова будет его роль в экспедиции?
- Да, Саша – археолог, специалист по материальной культуре средневековой Руси. Мы познакомились когда-то на раскопках в Старой Ладоге. Летом 2014 года я перебралась в город на Неве, и мы начали подготовку к будущей экспедиции. Без поддержки мужа такая поездка не могла бы состояться. Кроме того, для полноценного исследования важно, чтобы материалы собирали разнополые ученые. Мужской и женский миры в культуре оленеводов, как и в любой, основанной на сельском хозяйстве и традиции, четко разделены по обязанностям и правилам поведения. У Александра будет также отдельная работа, связанная с археологией.
- Экспедиция называется «Настоящие люди». Почему?
- Это самоназвание ямальских ненцев: с ненецкого «ненэй ненэця» означает настоящие люди. В такой семье мы и планируем прожить ближайший год. Сейчас мы только прибыли в Салехард, а непосредственно в тундру уедем в начале апреля. Мы поставили перед собой множество задач, но в качестве главных целей можно назвать несколько. В первую очередь, это сбор подробного материала о повседневной жизни современной кочевой семьи. За последние 20 лет в тундре многое изменилось. Появились всевозможные гаджеты (мобильные телефоны, снегоходы, телевизоры, планшеты и др.). Работники оленеводческих предприятий получают зарплату на банковские карты и берут кредиты, а некоторые семьи принимают в свои чумы заграничных туристов.
Для нас важно зафиксировать, как взаимодействуют работники промышленных объектов, расположенных в тундре, с оленеводами. На Ямале сосредоточено 70% российского газа. Маршруты ненцев проходят через построенные для газовиков поселки и железную дорогу. Еще одна ключевая цель – организация кочевой группы детского сада. Дети оленеводов не получают дошкольного образования, кочуя с родителями, а в 7-8 лет они уезжают из семьи в школы-интернаты, расположенные в поселках.
- Жить в тундре нелегко. Думаете, вы готовы к целому году кочевничества?
- Замерзнуть нам точно не даст кочевая семья, в которой мы живем. Тем более мы приобрели всю необходимую одежду из оленьего меха, нарты для перекочевок и много других полезных вещей. Мы планируем вернуться на «большую землю» в конце апреля 2016 года, а дальше – обязательно приехать к родителям в Набережные Челны.