Челны: другое измерение
В воскресенье в Набережных Челнах прошел фестиваль F4. Каждый год весной фестиваль собирает в центральной городской библиотеке любителей фантастики. Для каждого здесь находится свой портал: литературный, кино, игры, арт. В кинозале в течение дня показывали фантастические фильмы, «Арт-мир» собрал людей, которым близко художественное творчество. Студент Камского института искусств и дизайна Вадим Кукушкин представил свои картины в стиле дизельпанк. «Это постапокалиптический мир с резким разделением на богатых и бедных. Бедные живут у заводов в полуразрушенных хижинах. Нет эстетики, чисто промышленные объекты. Крупный масштаб объектов подчеркивает, что человек — ничто в сравнении с сооружениями. Взгляд несколько пессимистический на будущее, и нужно не допустить такого развития событий», - сказал Вадим. Он получил первое место в конкурсе «Летопись нового мира» и главный приз фестиваля - электронную книгу.
Отдельно шел турнир по настольной игре скрэббл. Ее провела Марина Епифанцева, руководитель представительства федерации скрэббл России в Челнах. Одновременно за несколькими столами участники турнира выкладывали из имеющихся букв слова, образуя подобие кроссворда. Выиграл самый старший участник, постоянный читатель центральной библиотеки Георгий Иванович Краев. Он набрал больше всего очков — 195. Для сравнения, ближайший к нему результат — 130. Победителю подарили словарь.
Любители литературы пришли на встречу с писателем Сергеем Чекмаевым, автором нескольких романов, составителем межавторских антологий, участником создания компьютерных игр. Сергей рассказал о тенденциях в фантастической литературе.
- Цифровой век пришел, всех раздавил. Пираты оцифровывают книги, закачивают в сеть. Даже если всех их построить и расстрелять, ситуация не изменится. Как говорит мой коллега, бессмысленно продавать стакан песка на пляже. Для каждого читателя по его вкусу существует книг на 200 лет вперед. Но не будем о грустном, будем о страшном: чтение теряет свои позиции. Бредбери говорил, что телевидение отучит от книг. У телевидения куча помощников: компьютерные игры, социальные сети... Все это отнимает свой кусок от времени, отведенного на досуг.
Посмотрите на любом портале идет тенденция визуализации чтения: тексты сопровождаются фотографией. Идет упрощение восприятия чтения через картинку.
Фантастика в массе ориентирована на молодое поколение, а оно сейчас увешано гаджетами, читает на читалках, и, в основном, посты в твиттере. Количество журналов, где печатают литературу, сократилось в 20 раз, очень малы тиражи книг. Молодые авторы не видят перспектив, состоявшиеся уходят в смежные области. Пишут сценарии компьютерных игр, телепрограмм (например, «Битва экстрасенсов»), фильмов. Но книга по прежнему остается мерилом качества. Вот пример. Под знаком World of tanks (танчики все мужчины знают, наверное?) выпущен сборник. Привлекли хороших авторов, которых попросили написать рассказы про танки, получилась интересная книга, для World of tanks — это имиджевая вещь.
Несмотря на попытки похоронить фантастику, писатели нужны. Как будет выглядеть книга в цифровом веке, никто не знает. Есть пытки совместить книгу с интерактивными приложениями. Совместить книгу, сериал, комикс, компьютерную игру. Кроме буквенного контента будет видео, картинки, игры. То есть скачать книгу можно будет и у пиратов, но интерактивный контент предложит только издатель. Но у нас не штаты, где такое популярно. Я сам отстаиваю такую версию развития фантастики, как кроссмедийность проектов, то есть отражения на разных медиа. Сначала идет сеттинг, описание мира. Создается легенда, продумываются события, конфликты. Дальше подключаются разные авторы: создают по этому миру игры, комиксы, фильмы.
Ольга Арминен