Артем Сагайдак - человек света
Будучи зрителями и наблюдая эффектное сценическое действо или шоу, мы мало задумываемся о том, что таким оно стало во многом благодаря кропотливой работе человека за световым пультом — художником по свету. Между тем в Набережных Челнах живет и работает один из лучших представителей этой редкой профессии. Артем Сагайдак — победитель нынешнего российского конкурса художников по свету, проходившего в рамках выставки Prolight & Sound NAMM Russia в Москве.
Конкурс проходил в два этапа: на первом участникам разослали виртуальные макеты сцены. К картинке надо было подобрать самостоятельно музыку и «раскрасить» ее светом. Шестерых финалистов пригласили в Москву, где уже требовалось работать в живую, с реальной сценой. И здесь уже жюри почти единогласно отдало свои голоса челнинцу. Видимо, сказался большой опыт работы Артема со звездами и знаменитостями, которые, по его словам, на гастролях нередко отдают инициативу в освещении сцены на вкус местного художника по свету. «Некоторые в райдерах прописывают, каким должно быть освещение каждой песни, но это, скорее, для большой сцены, - рассказывает Артем, - а когда речь идет о гастролях, где каждая сцена по разному оснащена технически, да и размеры клубов далеко не всегда позволяют сделать «подмостки» масштабными, все требования сводятся к тому, что «вот здесь усилить освещение, здесь приглушить». Иногда артист просит подобрать освещение, которое подчеркнет сценический костюм. И на этом, пожалуй, все».
Впервые за световой пульт он встал в 1999 году. Это был «Навигатор» в МЦ «Шатлык». Как и большинство его коллег, все познавал на собственном опыте, методом проб и ошибок. С тех пор техника ушла далеко вперед. «Лет 12-15 назад это была, скорее, не творческая, а физическая работа, учитывая, что в таких городах, как наш, художник по свету обычно совмещает еще и работу светооператора, - рассказывает Сагадайк, - Все осветительные приборы приходилось двигать, поворачивать, перемещать вручную. Сейчас достаточно прописать программу, техника все сделает сама. Но, конечно, не все так просто. Если описывать процесс полностью, то он выглядит так: сначала режиссер-постановщик делает номер. Потом, уже ближе к финальному прогону, к нему присоединяется художник по свету. Его задача — придать действию максимальный эффект. Светом можно подчеркнуть костюмы, какие-то моменты и прочее. Все это также должно гармонировать с музыкальным сопровождением, усиливая его, акцентируя в нужных режиссеру местах. И художник по свету должен это все продумать и предоставить режиссеру свое видение. Вот тут уже включается творчество. Если надо, что-то корректируется, после чего прописывается компьютерная программа, которая задействует нужный прибор в нужный момент и под нужным углом - это уже чисто технические тонкости. Насколько велика разница, можно увидеть на генеральных репетициях, которые проходят уже в световом сопровождении».
Возвращаясь к конкурсу, мы поинтересовались: «Что получил в качестве приза победитель и что для него победа?». По словам Артема, он стал обладателем дорогостоящей консоли управления световыми приборами от известного производителя. Что касается регалий и выгоды, то Челны не Москва: «В материальном плане моя победа ни на что не повлияет, ведь в моем распоряжении и так самая технически оснащенная площадка, что есть в нашем городе — в РК «Батыр». Это позволяет мне реализовать свои творческие амбиции. А благодаря конкурсу у меня появились знакомства и связи, что позволит мне развиваться профессионально, без чувства, что достиг потолка, и дальше некуда двигаться».