А если архитекторам дать волю?
Вчера подвели итоги II всероссийского фестиваля градостроительства, архитектуры и дизайна «Автоград», который прошел в нашем городе. Из сотен работ выбраны лучшие, в том числе – местных авторов. Во время вручения наград, объявления призовых мест руководитель челнинской организации Союза дизайнеров России «Кама-Дизайн» Татьяна Хайман периодически с сожалением отмечала: «Уезжает в Москву». Первый вице-президент Союза дизайнеров России Юрий Менчиц, приехавший на церемонию, наконец, запротестовал: «Почему уходит? Москва так Москва. Челны так Челны». Хайман признала: «Ладно, я не права. Победили – получают заслуженные призы». Один из архитекторов в зале засмеялся: «Проиграли, так проиграли». А когда буквально на следующей минуте диплом вручили челнинцу, снова заметил: «О, и наши могут!».
Что могут наши? Из семи первых мест два остались в городе. В номинации «Ландшафтная архитектура и дизайн архитектурной среды» высоко оценили архитектурные подсветки фасадов и интерьерных зданий, сделанные ООО «Хит-дизайн». В номинации «Проектные институты, бюро, мастерские» по совокупности представленных работ лучшей назвали мастерскую Сафиуллина. Одно из первых мест, «ушедших» в Москву, тоже имеет отношение к Челнам. Один из авторов «Сколково. Проект жилого квартала» в номинации «Градостроительство» - выпускник школы «Да-Да» Эдуард Хайман.
Какие известные горожанам работы также получили призы? Дизайн интерьера детского сада «Бэлэкэч» Елены Сафиуллиной. Комплекс зданий прихода храма Серафима Саровского (микрорайон Бумажников) Николая Петрушина. Серия афиш абонементов для органного зала Леонида Сафиуллина. Стиль для кранового завода «Исторические костюмы» от модельера Дмитрия Овчинникова и фотографа Владимира Салмана.
Другие объекты, получившие высокие оценки, нам только предстоит увидеть в городе: 4-этажные жилые дома в 67 комплексе, храмовый комплекс Рождества Христова в 27 комплексе, застройку Северо-восточного района Челнов.
Некоторым из проектов не суждено реализоваться: заказчики сделали свой выбор в пользу более простых зданий. «Китай может себе позволить спортивный комплекс в виде гнезда со сложнейшими конструкциями, - говорит Татьяна Хайман. - Как у нас какая-то сложность, опять начинают: коробка, обшили, и вперед. Красивые вещи являются престижными для города и туристически привлекательными. Это гнездо теперь будут ездить смотреть в ближайшие 20 лет, и китайцы на этом будут зарабатывать, все отобьется. А у нас все сегодняшним днем заканчивается». Фестиваль дает возможность показать: а вот что могло быть вместо этой коробки. Организаторы уверены, что показывать такие проекты надо. Студенты смотрят, начальство... И понемногу это вживается в головах.
Ольга Арминен