«Одноглазые» жители нашей земли
Для большинства челнинцев история наших мест начинается со строительства города и «КАМАЗа». Мы заглянем поглубже благодаря работам казанских историков Евгения Казакова и Петра Старостина, а также челнинского краеведа Анатолия Дубровского.
В 1858 году археолог Петр Алабин произвел раскопки недалеко от Елабуги, в районе с.Ананьино. Он открыл неизвестную древнюю культуру. По месту раскопок культура она была названа ананьинской.
Древние ананьинцы – это финно-угры эпохи начала железного века. Они расселялись на большой территории, в том числе и там, где сегодня находятся Набережные Челны. Занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей и охотой. Умели делать изделия из железа и бронзы. Свои города они строили на мысах рек, поэтому с трех сторон города были защищены естественными обрывами, а с четвертой ананьинцы рыли глубокий ров и делали земляной вал. Умерших они погребали в неглубоких могилах, располагая ногами к реке. Это говорит о том, что Кама играла для них большую роль: быть может, они считали, что река унесет их души в иной, прекрасный мир.
Благодаря археологам мы можем представить себе, как выглядел ананьинский воин. Его образ высечен на каменных плитах, которыми были прикрыты могилы: на воине остроконечная шапка с башлыком, у пояса – кинжал и молот, ноги туго обернуты обручами из плотной ткани. На лбу воина крепилась овальная медная бляха, которая, отражая солнечные лучи, выглядела как сияющий глаз.
Именно эта бляха и позволила ученым соотнести ананьинцев с известным в древности народом «аримаспы». В мифах древних греков возлюбленная бога Зевса красавица Ио, превращенная ревнивой богиней Герой в корову, молит Прометея о спасении. Прометей указывает ей путь: «на север… через страну скифов, через высокий снежный Кавказ… через страну грифов и одноглазых аримаспов». Исследователи знают, что удмурты еще в XIX веке назывались словом «арима», а медная бляха в виде глаза на лбу ананьинского воина помогает понять, почему их называли одноглазыми.
На рубеже до нашей эры и нашей эры аримаспы, как народ, стали постепенно исчезать, «смешиваясь» с тюрками, самодийцами, иранцами. Но часть аримаспов, жившая в районе Уральских гор, сумела сохранить свою этническую общность и положила начало формированию марийцев, удмуртов, коми и мордвин.
Илона Милованова
(продолжение следует)