Откуда в картинной галерее иконы?
Сегодня в картинной галерее Набережных Челнов открылась выставка резных икон. Это не выражение позиции сотрудников галереи в захватившем всю страну споре между радетелями православия и защитниками современного искусства и свободы выражения мыслей. Никакой политики: выставка была запланирована еще год назад, на открытии не было ни священников, ни активистов из числа прихожан. Все прошло скромно, почти по-семейному, и главный герой события елабужанин Сергей Рожин, точно в разговоре с родственниками, был бесподобно простодушен. Автор икон рассказал собравшимся о кознях дьявола, своих снах, вывезенной из Дании контрабандой Библии и знаках, которые он видит в своей судьбе:
- Вот моя первая работа. Чеканка с ликом Христа. Я сделал ее в восемь лет. Не слишком помню, как она возникла, но я очень обрадовался, когда ее недавно нашли. В детстве я занимался боксом, после армии поступил в мореходную школу. Работал на севере. Расскажу как мне досталась Библия. Я тогда три с половиной года отработал в морях. Был последний рейс. Мы ремонтировались в Дании, и каждый вечер к нам приходил местный проповедник. В последний день перед уходом из порта парень, который взял у проповедника Библию, испугался: «Боюсь везти, выкину». У меня в области солнечного сплетения все забурлило. Говорю: «Отдай!». Дал парню банку тушенки (с едой были сложности) и забрал книгу. Спрятал на судне при мужиках, попросил не сдавать. В Архангельске на проходной стоят сотрудники комитета госбезопасности, шмонают. Дождался, когда перестали, и пронес на себе. Вспомнил о Библии снова, когда работал в пожарной охране. Смотрел телевизор, по новостям рассказывали о войне в Израиле. Открыл Библию посередке, а там в точности то, о чем говорят в новостях: убийство детей и женщин.
В церковь Сергей Рожин пришел в 90-х годах, предложил помощь, показал работы. Сотрудничал 12 лет, оформлял храмы, но захотелось большего, «ближе к ликам». Последние четыре с половиной года он почти ни что не отвлекался, готовил эту выставку. Сотрудники галереи назвали ее концептуальной за четко просматриваемую идею – вехи евангельской истории. Рождение, крещение, тайная вечеря, распятие.
- Я как начал резать? Перевел на доску рисунок, взял инструмент, а не знаю, куда направлять. Абсолютный ноль! Чувствую, начал отвлекаться: туда посмотрю, сюда. Я называю это кознями дьявола. Взял молитвослов, стал читать и смотреть на доску. Читаю молитву – и открывается мне место, откладываю молитвослов и берусь за работу. Закрывается место – снова читаю молитвы.
Сергей рассказывает, как однажды принял заказ для храма, а работа не шла. Попробовал заставить себя силой – начались чудеса с электрикой. То лампа дневного света взорвется, то пробки выбьет, то проводка вспыхнет.
- Опять козни, - очень просто объяснил художник. – А ночью мне сон приснился, в котором я услышал, что освятить нужно мастерскую.
Зиннур Миннахметов, художник из Елабуги, сравнил друга с Ван Гогом:
- Тоже самоучка и делает очень глубокие вещи. Везде конъюктура, а Сергей сидит дома, безмерно, страшно любит свое ремесло.
На фото: Резные иконы автор скромно называет панно, так как они не освящены.