Информационная блокада
На днях в Набережных Челнах завершился II фестиваль народного творчества «Родники России», . Незадолго до последнего концерта фестиваля в школе искусств прошел круглый стол. Обсуждали разное: 100% износ инструментов в учебных заведениях Челнов, почему Константин Эрнст — враг номер один, и даже почему наша попса всегда будет в сто раз хуже американской. «Сольную партию» исполнил гость из Москвы, народный артист России, преподаватель Академии музыки имени Гнесиных Александр Цыганков.
Обсуждения глобальных тем состоялось в преддверии Всероссийской конференции, посвященной проблемам исполнителей на народных инструментах. Председателем конференции выступит Александр Цыганков, и ему было важно познакомить с вопросами конференции и собрать предложения музыкальных работников нашего города. Так какие проблемы есть у «народников»?
Одна из основных — информационная блокада. «Народная музыка не звучит на телеканалах, - сказал Александр Цыганков. - Чиновники в России считают, что мы должны быть европейцами и американцами. А американцы над этим смеются, когда слышат поп-музыку, которая в сто раз хуже чем у них. И всегда будет хуже, потому что у них другая система подготовки современных исполнителей. К нам приезжают послушать национальные коллективы. А у нас только эстраде и уделяется внимание. Эстрада не нуждается в поддержке! Они сами пробьются. Поддерживать надо настоящую культуру. Это главное требование - снять информационную блокаду. Чтобы родители привели ребенка заниматься, нужно, чтобы родители видели народные инструменты на экране. Ранее по ТВ мы слышали прекрасные концерты, знакомились с лауреатами конкурсов, а теперь вместо этого нам предлагают знакомство с дебилами. Огромное количество передач возвращает нас к животному началу. Но мы же люди! Представители страны, которая давала и дает миру интеллектуальные ценности. Эрнст — первый враг национального искусства. Он делает миллиарды долларов, и больше его ничто не волнует. Чтобы волновало, нужна поддержка государства».
Московский профессор часто ставил в пример Америку, говоря, что если наши власти ориентируются на Запад, надо перенимать положительный опыт США. Например, делать встречные шаги в налогообложении спонсорам, которые покупают инструменты в школы. «Там в каждой общеобразовательной школе есть духовой оркестр, - говорит Цыганков. - Спонсоры покупают детям инструменты супер-класса и не платят определенные налоги. Вот и у нас должно быть так. Чтобы состоятельные люди были заинтересованы оказывать помощь. Раз государство говорит: «нет денег», сделайте так, чтобы спонсорство было выгодным!». Представитель управления культуры города Наталья Шумилова в свою очередь попросила передать на федеральном уровне просьбу о помощи: «Износ инструментов в школах около 100 процентов. Нормативное финансирование предполагает приобретение новых, но этот норматив идет на зарплату. И те целевые транши, которые были, и мы о них знаем, до нас ни разу не доходили. Самостоятельно обновить 100 процентов инструментов не сможем, как бы ни старались».
Выяснилась еще одна парадоксальная вещь: у организатора фестиваля, ансамбля народных инструментов «Наигрыш», нет собственных концертных инструментов! «У нас виртуальный ансамбль. Наш славный город не может на протяжении 15 лет приобрести концертные инструменты», - посетовал руководитель «Наигрыша» Николай Федоров. И это при том, что интерес к жанру есть. Вот последний пример: расходную часть фестиваля удалось покрыть за счет продажи билетов. Но проводить серьезные мероприятия без государственной поддержки очень трудно: приходится правдами и неправдами сокращать расходы. Это касается и размещения именитых гостей и волонтерской работы музыкальных работников города. Хорошо, что город взял на себя рекламу, помогли бизнесмены по просьбе Русского общества, которое поддержало второй фестиваль с самого начала. Но очевидно, что фестивалю нужен официальный статус и поддержка республики.
Ольга Арминен