Почему поднимают цены на хлеб
В компании "Челны хлеб" сейчас внимательно наблюдают за тем, как будут развиваться события в мировой экономике, в стране, в городе и вокруг самой компании. От этого будет зависеть судьба челнинского хлеба.
- Наших покупателей больше всего интересуют цены. Меня и как депутата Госсовета тоже сейчас спрашивают, сколько наша продукция стоить будет? Мы, мол, вообще хлеб сможем купить? Многие хлебопекарные компании повысили свои цены в декабре, а некоторые еще в ноябре. В Казани хлеб "Дарницкий" дороже нашего на 24%, хлеб первого сорта - на 10%. И мы, пожалуй, последними из всех хлебопеков в январе тоже поднимем отпускные цены на всю хлебо-булочную продукцию. Вынуждены будем это сделать. Не потому, что нам нужна прибыль, а потому, что нам нужно остаться безубыточными и выпекать хлеб, - говорит гендиректор компании "Челны хлеб" Рафаэль Юнусов.
- Цена зерна у производителя сейчас 10-11 рублей за тонну. Привезут на элеватор зерно - будет стоить не дешевле 12 рублей. Оно осенью стоило 6-6,5 рублей, а мука тогда стоила 12 рублей. Сахар подорожал в два раза, растительное масло тоже подорожало почти в два раза. При таких ценах на сырье наше десятипроцентное повышение цен на хлебо-булочные изделия едва позволит нам остаться безубыточными. Но мы не будем сейчас повышать цены больше, чем на 10 процентов. Несмотря на то, что рост цен напрямую зависит от инфляции, а инфляция некоторыми экспертами прогнозируется на уровне 15 процентов. Мы остаемся социально-ориентированной компанией, - объяснил Юнусов.
Его самого, руководителей и специалистов ОАО "Челны хлеб", сейчас куда серьезнее волнует позиция руководителей торговых сетей.
- Вы что-нибудь слышали про ретробонусы? Это плата производителя и поставщика продукции за то, чтобы торговая сеть впустила эту продукцию в свои магазины и торговала ею. Иначе это называется "плата за вход". Еще несколько лет назад ретробонусы прямо назывались "откатами" и были незаконными. Но в 2010-м году был принят федеральный закон о торговле, который позволил торговым сетям брать плату за вход, но жестко ограничил ее размер.
Сеть может получать от производителя и поставщика не больше 10 процентов от заявленного оборота продукции. А в сентябре прошлого года правительство России отдельным постановлением запретило брать ретробонусы и плату за маркетинговые услуги с производителей и поставщиков хлебо-булочной продукции, - рассказывает Рафаэль Сулейманович.
Но сейчас, во время перезаключения договоров на поставку продукции все торговые сети, которые являются партнерами "Челны хлеб", пытаются выкручивать компании руки. Они хотят ретробонусы не только с "кондитерки", что разрешено, но и с хлебо-булочных изделий, что запрещено. Ретробонусами торговцы плату не называют, в договорах они пишут про разные услуги, но суть от этого не меняется. Причем сумма называется от 10 до 30 процентов.
Условия такие ставят не только федеральные сети, но и некоторые местные тоже. Причем местные добиваются этого с еще большей настойчивостью. В ОАО "Челны хлеб" понимают, какие последствия могут быть, если согласиться на условия торговцев. Тогда продукция в какой-нибудь "Пятерочке" или "Магните" может стать дороже, чем изделия ульяновских, самарских или московских поставщиков.
Юнусов задается вопросом - чего добиваются ритейлеры? Они хотят, чтобы компания потеряла способность производить хорошую продукцию? А им самим это будет выгодно? Или может быть, они хотят сами определять цены на хлеб?
Представители некоторых торговых сетей на переговорах по перезаключению договоров уже заявляют: "Не будете платить - не будет вашей продукции в наших магазинах!" Поэтому Юнусов готов пойти на отчаянный шаг. Если с ритейлерами договориться не удастся, он готов скомандовать: "Стоп, отгрузка!" Это значит, что все торговые сети, кроме родного "Челны хлеб", враз перестанут получать продукцию компании.
Через свою торговую сеть предприятие реализует 30 процентов своей продукции, а 70 процентов продается через другие сети. Прозвучит "Стоп, отгрузка!" и сравнительно дешевого и качественного хлеба не станет во всех магазинах, кроме фирменных. Самому предприятию тоже придется несладко. Производство резко сократится. Из более чем двух тысяч работающих в компании за ворота придется уволить человек 500-600 как минимум! Сегодня за год во все бюджеты компания платит 900 миллионов рублей. Таких налогов больше не платит ни одна хлебопекарная компания в стране. Эти цифры тоже изменятся.
Понятно, что Юнусов давать команду "Стоп, отгрузка!" очень не хочет. Он уже готовит письмо Рустаму Минниханову. Когда Рафаэль Сулейманович давал это интервью, ему на сотовый позвонил министр сельского хозяйства Татарстана. Министр поддерживает компанию "Челны хлеб". Он тоже считает, что нельзя идти на поводу у ритейлеров. Возможно, что через несколько дней Юнусова лично примет президент Татарстана.