На подзарядку становись?
Мировые автопроизводители уже вовсю анонсируют серийный выпуск электромобилей, а некоторые уже объявляют о рестайлинге нынешних моделей. В Европе, Азии и Америке работают над инфраструктурой, выстраивая в крупных городах сеть стационарных «розеток» для такого транспорта. Автопроизводители не скрывают, что пока в силу технических характеристик электромобили - исключительно городской транспорт для поездок на работу и в пригород. Но зато, набирая популярность, электротранспорт способен значительно улучшить экологию мегаполисов.
Челнам тоже впору об этом задуматься: по данным экологов, 83% от общего объема вредных выбросов в Челнах и Тукаевском районе приходится на транспортные выбросы. Это 83 тысячи тонн в год выхлопных газов в окружающем нас воздухе. Но даже экологи воспринимают электромобили в Челнах как нечто, что где-то есть, но нам не грозит. Будущее гораздо ближе, чем кажется: сеть заправочных станций для электромобилей в Казани создадут уже к Универсиаде-2013. А купить электромобиль можно хоть сейчас: электрокары Mitsubishi i-MiEV свободно продаются в республике.
Мы пообщались с человеком, который уже обкатал электрокар. Это Максим Афанасьев, директор дилерского центра Mitsubishi в Казани. «Тест-драйв оставил у меня только положительные впечатления,- рассказывает Афанасьев. - Необычный дизайн, компактность, комфортность. При скромных размерах (длина 3.475 метра, ширина - 1.475) в электрокаре с комфортом могут разместиться 4 взрослых человека ростом за 1.80 м. Единственный недостаток - маленький багажник. Кузов полностью металлический, плюс большая по сравнению с обычным автомобилем безопасность. Аккумулятор размещается в днище, из-за чего центр тяжести очень низко. Такой автомобиль не перевернется даже при самых рискованных маневрах. Он совершенно бесшумен, хорошо переносит наши зимы. Еще один плюс - экономичность, в том числе и в обслуживании. По нашим подсчетам, окупаемость электрокара – 2-3 года».
Мы подсчитали: средний расход автомобиля, работающего на 92-м бензине - 7 л/100 км. При стоимости в 26 рублей за литр получается 182 рубля за каждую сотню пробега. Стоимость полной зарядки электрокара i-MiEV - около 22 рублей. Ее хватает на 130-150 километров. Зимой, когда включены «печка», обогреватели зеркал, стекол, хватает километров на 60-70. Средний показатель - те же 100 км. Среднестатический владелец автомобиля ежегодно проезжает около 20-30 тысяч километров. Получается, что за год он тратит на бензин 36-54 тысяч рублей. Электрокар за те же деньги проедет 164-246 тысяч километров.
Продажи электрокаров в регионе начались с января и пока, из-за отсутствия инфраструктуры, основными покупателями будут корпоративные клиенты: «Это использование в каких-то загородных клубах, автопарке предприятий, - говорит Афанасьев, - Хотя, если владельцу частного дома нужен автомобиль для поездок на работу, в пригород, то электромобиль – хороший выход. В частном доме с зарядкой проблем не будет: днем ездишь, а ночью ставишь на зарядку. По времени это 6-8 часов. Только нужно учесть, что потребляемая электрокаром мощность — 3,3 кВт. Можно сравнить с двумя электрочайниками, одновременно включенными в домашние розетки. Они, конечно, на такую нагрузку не расчитаны, поэтому потребуется поставить более мощный автомат, провода с более толстым сечением. А розетку для удобства можно вывести даже на улицу, оборудовав защитой от влаги и прочего. В любом случае, это небольшие деньги».
Если бы не высокая стоимость - 1 миллион 799 тысяч рублей, - желающих купить такое авто было бы немало. С другой стороны, сейчас вопрос об инфраструктуре для электромобилей выводится на правительственный уровень. В том числе, идут обсуждения о снижении или отмене таможенных пошлин. По словам того же Максима, цена электрокара i-MiEV упадет на треть. Далее цена будет снижаться по мере того, как будет шириться спрос на электромобили, появляться новые технологии. Пока один только аккумулятор стоит почти 800 тысяч рублей. Его хватит на 10 лет службы, после чего можно поставить его на даче: он еще способен будет держать 80% от полной зарядки.
А пока челнинским экологам остается мечтать о том, как уговорить автолюбителей перейти хотя бы на альтернативное топливо. Как сказал руководитель сектора охраны атмосферного воздуха Минэкологии РТ Рустам Гараев: «Предприятия проводят какие-то мероприятия по сокращению выбросов, а автомобили нет».