Красивый бизнес
В 9 утра каждый день Эльмира Тимушева включает камеры. Там, в телефоне, «прямая трансляция» из ее салонов красоты. Эльмира - хозяйка двух таких заведений. И для своего бизнеса - лучшая реклама. Глядя на ее фигурку, длинные ухоженные волосы, думаешь, что салон ей купил папа, муж, покровитель. Откуда у девушки свои силы на бизнес?
Эльмира вырастила свой успех за 10 лет. Деловая женщина, мама взрослой дочери, жена, хозяйка, член родительского комитета. Успевает в спортзал, разводит цветы, участвует в профессиональных конкурсах и сетует, что их слишком мало. Но при этом семья для нее важнее всего - утром нужно вымыть полы и приготовить обед.
Начала 10 лет назад с парикмахерской на окраине: бывшая колясочная на 3 кресла. Пришла в ЖЭК и спросила про свободное помещение. На ремонт комнатушки ушли 100 тысяч - продали машину родителей мужа. Сейчас она признается, что этот первый бизнес был скорее учебным. «Мы делали химию бесплатно, надо было набивать руку. Пришлось «познакомиться» с местными авторитетами, которые сообщили, что парикмахеры заняли их помещение, и сказали, что по субботам парикмахерская не должна работать: они приведут сюда девушек.
Через полтора-два года клиентов стало так много, что их не успевали принимать. Помещение побольше обошлось в 10 тысяч: в 2003 году это были полугодовые платежи за предыдущее место. Потом Эльмира попробовала посидеть дома: семье очень понравилось, а Эльмире нет.
Через год домохозяйствования она нашла помещение в маленьком торговом центре. Но в аренду давали только 100 метров: пришлось взять в кредит миллион на 10 лет. «Я решила, что нужно сразу делать все по правилам, чтобы не было проблем и штрафов с контролерами. Купила книжку по санитарным нормам и правилам, и ходила с сантиметром, вымеряя правильные расстояния. «Вести бизнес, не давая взяток - можно, если изначально сделать все правильно. Я никогда не давала, - говорит Эльмира. - Рассказы о жадности проверяющих - мифы. Сейчас о проверках предупреждают заранее и всегда можно подготовиться». Новый салон открылся через полгода. Эльмира была там и хозяйкой, и мастером, и администратором: вместо 8 сотрудников было только пять. Персонал набрали, дело пошло в гору. «Можно сидеть и, как говорится по-татарски, «прижать попочку», - смеется Эльмира. Она пошла дальше...
На место в популярном торговом центре был дикий конкурс: претендовало 7 салонов. Проект «Я» выиграл, но он был насколько крутым, настолько же дорогим. Тимушевы продали квартиру и поехали жить к родителям. Эльмира отказалась от шубы, которую муж собирался купить ей на тридцатилетие: вместо нее в салоне появилась панель из мрамора.
В красивом бизнесе Челнов одновременно существует огромная конкуренция и такой же дефицит кадров. «80% успеха салона - его мастера, - уверяет Эльмира. - Профессионала видно по всему, даже по тому, как он держит фен. Своего маникюриста я вытащила из дома. Девушка принимала на дому, и я сразу увидела, что это талант. Уговаривала 8 месяцев: девушка работала в гипермаркете продавцом. Доход мастера зависит от многих факторов: количества клиентов, его опыта. У меня есть мастера, которые стригут по 18-20 человек.
Разброс доходов в нашей индустрии очень большой: парикмахер в Челнах может заработать и 8 тысяч, и 20, и 50-60, и больше. Конечно, постоянно нужно учиться: читать профиздания, ездить на курсы. И конкуренты считаются не врагами, а коллегами. Если позвонят с вопросом, как вы делаете, например, плетение, я расскажу, и сама могу спросить совета».
Эльмира идет навстречу коллективу, не скрывая, что эти шаги выгодны и ей. «Кормлю я коллектив бесплатно: сама работала в салоне и знаю, что есть соблазн «заработать на обед» левые деньги. Зачем мне это? Солярий для мастеров - бесплатный. Им не надо хитрить, мне не приходится унизительно «снимать счетчик», а в итоге клиент видит, что мастер загорелый, свежий, и тоже захочет позагорать. Обязательны у нас корпоративы, подарки детям. Со времен первого салона коллектив менялся за 10 лет лишь пару раз, и то потому, что девушки уходят в декрет.
90% посетителей салона - постоянные. «Все живут на постоянных клиентах. Даже те, кто работает на дому. Мужчин и женщин среди клиентов примерно половина. Мужчин даже чуть больше, они чаще приходят. Челнинцы с каждым годом все больше ухаживают за собой: делают маникюр, корректируют брови, ходят в солярий, кстати с большой охотой.
Если раньше мужчины стеснялись загорать, приходили перед закрытием, чтобы никто не заметил, сейчас отношение поменялось. Уровень жизни народа вырос: люди часто отдыхают, покупают брендовую обувь, ходят в театр. В салоне, который находится в спальном районе, ситуация чуть иная, поток клиентов зависит от того, дали ли зарплату на заводе. И даже есть долговая книга.
А еще в студии было три свадьбы между клиентами. Купидонами сработали сотрудницы салона. «Понравился человеку клиент в соседнем кресле, мы подсказали, свободен ли он. И когда можно зайти и «якобы случайно» встретиться еще раз», - радуется Эльмира.
Хотите войти в этот бизнес? На открытие простой парикмахерской из одной «комнаты» потребуется 300-500 тысяч. И готовность год-полтора сидеть без заработка, вкладываясь. На студию красоты, с целым комплексом услуг, понадобится уже 3 миллиона. И вкладываться придется постоянно.
Значительная часть денег уйдет на оборудование, причем дорогое себя оправдает. Ежемесячные расходы - порядка 100 тысяч в месяц на один салон: ремонт, электричество, расходные материалы, обслуживание.
Анжелика Акуева