Как ответить хаму за рулем?
Светлану шокировал своим поведением водитель автобуса 211-го маршрута. Днем 3 сентября она двигалась по проспекту Мира на своем автомобиле. При повороте на Вахитова возникла небольшая пробка - водители пропускали пешеходов, переходивших дорогу по «зебре». «В тот момент я заметила, что мой ребенок отстегнул ремень и пытается выбраться из автокресла. Я усадила его на место, после этого неудачно тронулась и заглохла. Пока я суетилась, начал сигналить водитель 211-го маршрута. Затем он направился ко мне и начал орать благим матом, всячески меня оскорбляя. Я была в шоке. Сильно испугался малыш. Неужели эта небольшая остановка заслуживает такой звериной реакции?» Теперь Светлана намерена наказать водителя.
- Это хамство, с которым на наших дорогах можно столкнуться ежедневно, – комментирует ситуацию председатель некоммерческого партнерства «Союз камских перевозчиков» Николай Тятюшкин. – Вот недавно остановился на светофоре, и какая-то автоледи замешкалась, ткнулась бампером в мой автомобиль. Помяла немного номер, что ж теперь, убивать ее? Переварил внутри себя и поехал дальше. Если у человека настолько расшатаны нервы, что он может завестись из-за пустяка, то ему лучше не работать на городских перевозках. Но я хочу заметить, что и уважение к водителям общественного транспорта в Челнах почти отсутствует. К примеру, в Москве, если водитель автобуса включает поворотник, то его обязательно пропустят. И в Казани есть понимание. У нас, к сожалению, это увидишь редко.
«Думаю, что в этой ситуации есть доля вины и у женщины-водителя, - считает главный специалист отдела транспорта и дорожного хозяйства исполкома города Фидарис Хабибуллин. – Наверное, можно было найти возможность припарковаться к обочине, сделать свои дела, не создавая помехи участникам движения. Однако это не оправдывает агрессию водителя маршрутки. Можно провести разбирательство по этому поводу. Вызовем, допустим, водителя и ответственного за маршрут перевозчика. Но сами мы не можем уволить психически неуравновешенного работника. Это может сделать его работодатель, но такие случаи редки. В Челнах не хватает водителей автобусов. И этот человек может просто уйти к другому перевозчику».
- Если вас на дороге оскорбляют, унижают или угрожают, то можно для начала вызвать к месту событий сотрудников полиции, - советует адвокат Казым Зейналов. - К тому же неизвестно, что придет в голову агрессора в следующий момент. Вдруг он дальше применит силу. Сотрудники полиции могут составить протокол по факту хулиганства или, по крайней мере, установить личность водителя. Затем автор письма может обратиться в мировой суд, но нужно будет предоставить доказательства вины водителя (свидетеля, данные видеорегистратора и т.д). Даже если вину не удастся доказать, то все эти разбирательства с проверками займут немало времени и будут малоприятными для хамоватого водителя.
«Из-за каждой скандальной ситуации на дороге мы не имеем возможности отправлять экипаж, - говорит заместитель начальника ГИБДД города Айдар Магизов. – Морально пострадавший автолюбитель может сообщить номер машины агрессивного водителя. И если тот попадет в поле зрения инспекторов, то его могут остановить, чтобы удостовериться в его адекватности. Вдруг этот человек пьян или находится под воздействием наркотиков?
Иногда к нам обращаются горожане, возмущенные наглостью водителя, и требуют, чтобы им предоставили данные на него. Но мы не имеем права разглашать такую информацию, если нет доказательств или решения суда.
Эта ситуация еще раз демонстрирует, что автобусов в городе очень много, и необходимо сократить их количество. У водителей маршруток жесткая конкуренция, ради заработка они нередко нарушают правила, ругаются, постоянно взвинчены…
В целом культура вождения в Челнах растет. Люди начинают уважительнее и терпимее относиться друг к другу на дороге. Понимают, что если ты не уступишь сегодня, завтра не уступят тебе. И если ты желаешь, чтобы на дорогах было спокойнее, надо начинать с себя. Пример повышения культуры вождения – снижение аварийности в нашем городе. Помогли в этом не только солидные штрафы, которые стали бить по карману. Автолюбители сами приходят к выводу, что для всеобщей безопасности лучше не нарушать».
- Есть водители, которые не только не относятся с пониманием к новичкам, но и пытаются самоутвердиться за их счет, - высказывается директор Центра водительского мастерства Айрат Калимуллин. – Они забывают, что все когда-то впервые сели за руль. Но в культуре поведения на дорогах в последние несколько лет прогресс очевиден. Правда, хамство за рулем еще распространено. К примеру, можно часто заметить, как машины стоят в очереди для разворота, а кто-то, наплевав на всех, объезжает колонну и разворачивается со средней полосы, создавая аварийную обстановку.
На самом деле, нет оснований считать, что женщины хуже или лучше водят автомобиль. Все зависит от человека. И хороший водитель не будет догонять невежу или учить его, подставляя свой автомобиль. Разве это стоит того, чтобы подвергать риску себя и окружающих? Ведь даже «подрезают», как правило, не специально. Если вы столкнулись с агрессией другого водителя, не стоит ему отвечать тем же. Закройтесь в автомобиле. Если человек не успокаивается, вызывайте сотрудников полиции.
На мой взгляд, автобусные перевозчики - это самая опасная категория водителей. У нас в городе нет системы пассажирских перевозок – гуляй-поле, анархия. Когда человек пять-шесть дней в неделю сидит за рулем по 12 часов – это зачастую усталый, психически неуравновешенный человек, зомби. Дело дошло до того, что многие пенсионеры боятся заходить в маршрутки, опасаясь нарваться на неадекватного водителя, для которых льготник является врагом.