И не говорите, что жить стало лучше
Семья из 3-4 человек, квартира, возможно, машина и дача и даже поездки к морю, походы в кафе и кинотеатр, платная секция или кружок для ребенка, работающие родители. В этот трафарет более или менее укладывается средняя семья Набережных Челнов. Мы узнали, насколько этот образ изменился за последние 100 лет. Тогда было - 10 человек в одной избе, 9 голов скота в хлеву, официальный рабочий день - 12 часов, и тощий набор развлечений: бесплатная библиотека от земства и копеечные представление заезжих циркачей на ярмарке. О подробностях быта челнинцев, уровне доходов и цен нам рассказал кандидат исторических наук, заведующий кафедрой экономической теории ИНЭКА Владимир Ермаков. А выводы вы сделаете сами...
Челны без коттеджей
Сто лет назад в Челнах жили сплошь работяги, количество крестьянского населения приближалось к 100%. Крестьяне обитали в Набережных Челнах (улица Центральная) и в Мысовых Челнах (другая сторона реки, район остановки «Дом обуви»), их занятия сильно различались. Жители Мысовых Челнов, со своими наделами, запашкой, сенокосом были типичными крестьянами. Набережные Челны были не совсем обычным селом. Его и называли первоначально – Набережная Слобода, так как многие жители зарабатывали на жизнь ремеслами, торговлей, кустарничеством. Также влияла на род занятий местных крестьян и пристань. Свою копейку там зарабатывали посредники, извозчики, грузчики. На сезонные месяцы, в конце осени, нанимали работников владельцы мельниц.
Еще до революции стали возникать промышленные предприятия. Механическая мастерская Каткова делала якоря, сельскохозяйственные орудия. Там и появились кадры классических рабочих: молотобойцы, слесари, медники, кузнецы. Квалифицированные рабочие в такой мастерской зарабатывали до полутора рублей в день. Так же оплачивался труд на строительстве элеватора. Краевед приводит цифры из ведомости: камнетёс, маляр, обойщик, плотник, столяр получали 1 рубль 50 копеек за 12-часовую смену, каменщик, стекольщик, кровельщик – 1 рубль 40 копеек, землекоп, разнорабочий – 1 рубль в день.
Люди с образованием, которые руководили строительством, получали в разы больше: начальник стройки – до 400 рублей в месяц, техник-строитель с большим строительным опытом – до 125 рублей, старший десятник – 100 рублей. Как видим, такие контрасты сохранились и доныне...
С заработками этих служащих в Челнах могли сравниться зарплаты только врача и агронома, имеющих высшее образование. Именно выпускники вузов до революции зарабатывали больше всех. Жалованье земского врача в Челнах составляло 1800 в год (150 рублей в месяц), плюс врач мог после работы заниматься частной практикой, имел бесплатные дрова и проезд по уезду.
Купечество в Челнах практически не жило, купцы приписывались к городскому обществу, и, как правило, присылали сюда своих приказчиков, которые вели дела по доверенности.
Торгуй - не хочу
Зато в мелких предпринимателях недостатка не было: на менее чем 2 тысячи человек населения на начало ХХ века приходилось 120 торговых заведений (не улавливаете сходства?). Крестьяне, купив патент на право торговли (два рубля за год) сидели в своих лавках: бакалейных, скобяных. Жили в тех же домах, где торговали: на первом этаже магазин, на втором – жилое помещение, позади двора - склады. На таких же крестьянских дворах устраивались постоялые дворы: переночевать – 5 копеек, самовар – еще пять копеек, лошадь поставить – такса все та же. Итого постой с «завтраком и парковкой» 15 копеек, десятая часть дневной получки рабочего со специальностью, например, маляра. Сегодня за ночь в гостинице «Татарстан», включая завтрак, попросят минимум две тысячи. Маляру это будет явно не по карману.
Несопоставимы с нынешними и доходы лавочников: 20-40 рублей за год. Столько же зарабатывали рабочие за месяц. Представляете хозяина лотка в подземке или магазинчика на остановке, который сам стоит за прилавком и имеет доход в разы меньше, чем рабочий ПРЗ? Однако, факт: товары были дешевые, конкуренция большая. Сидели торговцы и ждали, когда к ним заглянет покупатель.
Меньшую выручку имели крестьяне, занимающиеся земледелием. Урожай был их единственным источником дохода. «Собрали урожай, - говорит Владимир Ермаков. - Рожь у нас была главный вид зерновой культуры, пшеница совсем плохо росла, ее почти не сеяли. Редко сеяли ячмень, горох, гречу. Оставляли себе на пропитание, а остальное могли продать. Это и был годовой доход. Причем, каков масштаб цен: пуд ржи, 16 кг, стоил 60 копеек. А когда был хороший урожай – 24 копейки. То есть полторы копейки за килограмм зерна. Мог ли крестьянин заработать на таких продажах?».
Большая семья
Отдельной статьей доходов некоторых крестьян была сдача в аренду своей земли. Пришлого народу в Челнах было много, им и сдавались участки под лавки, питейные заведения, склады. Например, Стахеевы построили пивную на арендованном участке.
Но подсобное хозяйство оставалось у большинства. Многие сажали картофель, держали живность. Семьи были большие, 10 человек считалось нормой. Дети, внуки, родители, тетки, племянники обитали вместе. На каждое хозяйство приходилось в среднем 9 голов разного скота: корова, теленок, лошадь, жеребенок, несколько овец, свиньи. Домашнее хозяйство было уделом женщин и детей, не приносящих в дом денег. Хотя и век назад в Набережных Челнах были женщины, зарабывающие на хлеб тяжелым трудом.
«Даже иногородние обращали внимание, как здесь грузят хлеб на баржи, - отмечает Ермаков. - Хлеб засыпали в кули, сплетенные из мочала емкости вроде мешков. В них входило по 98 и 120 килограммов. Весной, когда приходили баржи, грузить эти кули приходили женщины. Пользовались волокушами, вкатывали на них куль и вчетвером впрягались, тащили свой груз. Платили им меньше. В хороший день мужчина на этой работе мог заработать 50 копеек, женщине платили копеек 30. Такая же дискриминация была в сельском хозяйстве. Помещики и богатые крестьяне нанимали работников, за год мужчине платили 50 рублей, а женщине 32 рубля. Еще меньше получали подростки. Трудились все по 12 часов, это был официальный рабочий день. Воскресенье считалось выходным днем».
Досуг и соцпакет
Что могли себе позволить челнинцы сто лет назад? На спектакли крестьяне не ходили – слишком дорого, 20 копеек. Только интеллигенция могла себе позволить такое дорогое развлечение. В 1914 году появился кинематограф, но началась война, и людям было не до фильмов. Каждую неделю в Набережных Челнах был базар, три раза в год – ярмарки, куда приезжал цирк, бродячие артисты. Бесплатно для местных жителей работала библиотека.
Бесплатным для челнинцев, платящих земские повинности, было лечение. Платили только пришлые, за стационарное лечение - 25 копеек в день. Но часть больных была финансово несостоятельна. Земству приходилось постоянно собирать комиссию, чтобы решать, что делать: такой-то пролечился, платить нечем. Долги списывали. У строителей элеватора была своеобразная медицинская страховка. Между земством и госбанком, который отвечал за строительство, был заключен договор о лечении строителей.
Сыт-обут
Ходили челнинцы образца 1900 года в заведения общепита, как сейчас семья по пути в кино заходит в суши-бар? «Конечно, нет, - говорит краевед. – Это было не принято». Было много приезжих, которые прибывали с пароходами, жили в Челнах наемные служащие. Именно они были клиентами рестораций, чайных, трактиров. Местные жители посещали пивные. А хлебать щи шли домой. Спиртные напитки были доступны. Ведро пива (12.3 литра, именно ведрами измеряли жидкие продукты) стоило от рубля до рубля и 20 копеек, то есть менее десяти копеек за литр, десятой части дневного заработка рабочего.
Самым доступным товаром был ржаной хлеб, фунт (410 граммов) стоил 2 копейки, фунт белого - 5 копеек. Меда было много, он стоил недорого, 8 рублей за пуд (то есть 50 копеек за килограмм, 1/80 месячного заработка квалифицированного работника против нынешних 500 рублей, 1/34 средней камазовской зарплаты). Привозной сахар ценился дороже - 15 рублей за пуд, и потребляли его не каждый день.
Хорошо народ был обеспечен мясом. У имеющих скот оно было свое. Те, кто не вел свое хозяйство, покупали мясо, фунт стоил 18 копеек (чуть меньше 44 копеек килограмм, или 1/90 зарплаты квалифицированного рабочего; сейчас это 1/70 средней камазовской зарплаты). «Крестьяне могли себе позволить каждый день есть мясо, - говорит Владимир Ермаков. – Меня поразил один факт: валенщики Кукмора в те годы выражали недовольство бесплатным фабричным питанием, при том, что дневная норма мяса у них была 400 граммов. Нас на заводе в советское время так не кормили».
Доступными по тем временам были меха. Крестьянин мог себе позволить овчинный тулуп, натуральные рукавицы, меховую шапку. Здесь был своеобразный центр предпринимательства, который занимался пошивом тулупов и рукавиц. Хороший тулуп стоил 10 рублей (четверть зарплаты рабочего, против нынешних двух за средней руки натуральную дубленку).
Добротный минимум
«Когда говорят, что очень хорошо раньше жили, горы-де были золотые – это перегиб, - делает вывод Ермаков. - Жили на неком минимуме, его поддерживали. Большая разница с сегодняшним временем в том, что не было такого расслоения, как сейчас. Да, были в деревне кулаки, имеющие крепкое хозяйство. Но ведь они не воровали, своим трудом создавали благополучие, и разница в уровне жизни с остальными сельчанами была небольшая. Вместо одной – две коровы, не одна, а две лошади, железная крыша у дома. Но не как сегодня, когда строят дворцы непонятно на что. Нормально люди жили, когда не было неурожая, а с ним голода. Когда он наступал, несладко приходилось. Голод был в 1891, 1898, 1901, 1911 годах. Но крестьяне выходили из этой ситуации. Земство очень хорошо помогало, выдавало беспроцентные ссуды на продовольствие, на семена. В каждом селе обязаны были содержать хлебозапасные магазины – общественные амбары, куда делали запас зерна. Неприкосновенный запас использовали, когда наступал голодный год. Я студентам всегда говорю: до революции от голода не умирал никто. Это потом ужас что происходило. Все изъяли, система взаимопомощи была разрушена, власть помощи не оказывала. Именно в годы советской власти стали массово умирать люди. А у крестьян была система гарантий».
Ольга Арминен, arminen@chelnyltd.ru