Где ночуют машины?
«Почему бы не снизить плату на автостоянках, если они все равно частично пустуют? - спрашивают челнинцы. - С одной стороны, власти призывают не загружать машинами дворы, но при этом ежемесячные взносы за стоянки только растут. Где логика?»
По данным за 2010 год, из 79 зарегистрированных в БТИ автостоянок лишь 10 (вместимостью до 50-80 автомобилей) заполнены полностью. В целом охраняемые парковки заполнены лишь на 75%. Некоторые депутаты считают, что дело в дороговизне: по их мнению, себестоимость места на стоянке не превышает 200 рублей, а владельцы берут с челнинцев и по 800, и по тысяче. «Чем выше цена - тем больше машин возле домов. Стоянки, а не дворы должны быть загружены», - говорят народные избранники. К тому же, количество автотранспорта в городе ежегодно увеличивается на 12-13 тысяч.
Выбор: дорого или бесплатно
- Казалось бы, если нет спроса, стоимость должна снижаться, - удивляется автовладелец Андрей. - Раньше размер оплаты был оправдан: мест свободных не было, и хозяева на этом спекулировали. Но сейчас-то дефицита нет! Многие перебрались во дворы. А владельцы автостоянок ничего не предпринимают. Платят только за землю, свет и зарплату сторожам. Что это - жадность? Неужели нельзя вертикалью власти отрегулировать этот вопрос?
«Платил за место 800 рублей, но уже полтора года держу машину возле подъезда и за это время сэкономил почти 15 тысяч рублей, - доволен водитель «девятки» Сергей. - Зачем кому-то платить, если у нас во дворе все спокойно».
- Я могу позволить себе платить за стоянку или купить гараж, но ежедневно топать туда по 20 минут желания нет, - объясняет Руслан, владелец внедорожника «БМВ». - Возле нашего дома есть небольшой «пятачок» на 7-8 машин. Очень удобно - автомобиль всегда под рукой. Чужие не ходят, вред может быть только от завистливых соседей, у которых машин нет. Поцарапать могут. Жалуются, что загромоздили проходы. А чего возмущаться-то? Не трамвай - обойдешь! На всякий случай установил на балконе камеру наблюдения. Сейчас многие так делают».
У жильцов претензий, действительно, много: «С утра начинают прогревать двигатели. Ладно еще зимой, а летом в жару, когда у всех открыты окна? Многие обнаглели настолько, что оставляют свое «железо» прямо на газонах, у ступеней подъезда или на пешеходных тротуарах. Родителям с колясками не пройти. Старикам тоже тяжело пробираться. А если у кого-то постоянно шалит сигнализация, то беспокойная ночь обеспечена».
«Дело не в цене!»
- Заявление, что себестоимость места на стоянке около 200 рублей, не соответствует действительности, - утверждает главный специалист отдела транспорта и связи исполкома города Ирина Юрина. - При таких расценках автостоянки не выживут. Изучение смет показало, что затраты гораздо выше. По заданию депутатов мы этим занимались весь декабрь. К примеру, плата на стоянках городского представительства «Всероссийского общества автомобилистов» составляет 700 рублей, а по смете затраты на одну машину - 693 рубля. Платить надо за многое: аренду земельного участка, электроэнергию, работу сотрудников автостоянки, вывоз мусора, «тревожную кнопку», покупку канцтоваров, в фонд экологии. Разве это «жить припеваючи»? Просто нет наказания за то, что машины держат на придомовой территории. А люди думают: что не запрещено, то можно. И многим наплевать, что пожарные или мусоровозы не могут проехать. Во дворах держат и совсем новые автомобили. Раньше по условиям КАСКО необходимо было помещать машину на охраняемую территорию, но сейчас страховщики этого не требуют, так как им тоже надо привлекать клиентов. Кто-то считает, что у нас завышенная кадастровая оценка, но не стоит забывать, что земельный налог приносит немалые доходы городскому бюджету. У нас есть и недорогие стоянки за проспектом Яшьлек, но это не спасает их от убытков».
«Ежеквартально выплачиваем единый налог на вмененный доход по 160 тысяч рублей, ежемесячная аренда земли - 42 тысячи, - подсчитывает бухгалтер автостоянки «Альянс» Амина Хамидуллина (31 комплекс). - Даже за уборку снега спецтехникой пришлось отдать за час работы 1500 рублей. Оплата у нас от 800 до 880, есть много свободных мест. Но даже если бы снизили цену на 100-200 рублей, уверена, это не сильно бы изменило картину. Кто привык ставить машину во дворе, там и будет ее держать, если не трогают. А когда у кого-то автомобиль вскроют или разобьют, приезжает пять-шесть автовладельцев. Вот и всё».
На автостоянке «Молодежная» (17/06), где висит вывеска «Управление по делам молодежи», плата одна из самых высоких - 1000 рублей. «Находимся в удобном районе, стоимость соответствующая, - объясняет директор «Молодежной» Денис Лакомкин. - Да, у нас есть свободные места, но их не так много. Поэтому не видим смысла для снижения цены. Уверяю вас, люди игнорируют стоянки не из-за высокой платы, а потому что им так лучше».
- Несмотря на то, что у нас самые дешевые расценки (450-500 рублей), автовладельцев привлечь сложно, - говорит генеральный директор ООО «ОРТ Авто-4000» Ирек Сафиуллин, чьи стоянки находятся за проспектом Яшьлек. - Пытаемся заинтересовывать специальными акциями. К примеру, приведет обладатель места еще одного человека - оба получат скидку и будут уже платить по 400. Для всех снижать оплату нельзя - это будет крах для нас. Налоги большие. А для хозяина тоже должна быть какая-то выгода, он же работает. Кстати, машины сейчас ставят только люди со средним достатком. Более богатые держат автомобили либо в гаражах, либо возле своих коттеджей.
Перспективы
- Одними карательными мерами проблему не устранить, надо сначала создать условия людям, а уже потом что-то с них требовать, - считает председатель депутатской комиссии по жизнеобеспечению населения и градостроительству Владислав Гаврилов. - Когда в советское время строили жилые кварталы, с «карманами» для пяти-шести автомобилей, никто не думал, что спустя время город наводнится транспортом. А в некоторых семьях появится по две-три машины. Всех на стоянки загнать не получится. Тем более, что придомовые территории находятся в собственности жильцов. В данном случае власть пока не может диктовать условия. Но порядок должен быть. В идеале этот вопрос можно было бы решить за счет строительства многоуровневых и подземных паркингов, но это очень затратно и требует немало времени. И далеко не каждый челнинец сможет потянуть расходы. А пока есть другие предложения. Например, после завершения дачного сезона помещать автомобили, которые не используют зимой, за городом. У нас много предприятий с пустующими производственными площадями. Почему бы за символическую плату не оставлять там машины до весны? Этим частично бы разгрузили дворы. А для тех, кто ездит постоянно, утвердить правила парковки, как это принято в цивилизованных странах. К примеру, по четным числам выстраивать машины вдоль правой стороны внутриквартальной дороги, по нечетным - по левой. Это даст возможность полноценно выполнять уборку. Что касается себестоимости места на стоянках, то единой цены здесь быть не может. Многое зависит от того, где располагаются площади и для каких целей их используют. К примеру, ранее некоторые территории за 26 комплексом принадлежали Тукаевскому району. Предназначались они для сельхозугодий, соответственно, и налоги были меньше. А когда их приватизировал другой собственник, цена возросла. В любом случае, тарифы на землю определяются не городскими властями, а республиканскими и федеральными постановлениями.
Ленар БАТЫРШИН, batyrshin@chelnyltd.ru
P.S. Слеза наворачивается от жалости к владельцам парковок. Если верить им и расчетам специалистов отдела транспорта, стоянки никому не приносят практически никакого навара. Отчего же тогда владельцы автостоянок не закроют свой бизнес?