Дороги в парке сделают платными?
Директор национального парка «Нижняя Кама» Айрат Имамов сейчас ломает голову над тем, что ему делать с автодорогами внутри особо охраняемого государством леса?
- Территории парков и заповедников в 90-е годы сформированы так, что внутри заповедных лесов остались жилые поселки, а на территории одного из заповедников оказался муниципальный район целиком. Мы не исключение. На нашей территории пионерские лагеря, базы отдыха, садовые общества, жилые поселки Белоус, Ильичевка. Непонятно, куда смотрела администрация Тукаевского района, когда формировалась территория парка. Ведь в 90-е каждый земельный участок Москва согласовывала с местными властями! - рассказывает Имамов.
Вся земля здесь является федеральной собственностью, а по ней пролегает без малого 70 километров автомобильных дорог. И все эти километры вне закона. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» гласит, что движение всех механических средств по территории ООПТ запрещено. И если следовать его логике, то директор нацпарка должен все дороги убрать, а вместо них посадить деревья, чтобы и следа «цивилизации» не осталось.
С 1 марта этого года действует федеральный закон о сервитутах в ООПТ. Он дает возможность администрации Тукаевского района оформить временный «сервитут» (разрешение на использование) этих дорог. Перечень этих дорог от исполкома Тукаевского района директор парка уже получил.
Но теперь на рассмотрении в Госдуме находится еще один проект закона, по которому проезд по дорогам в национальных парках и заповедниках должен стать платным. Бесплатным он остается только для собственников домов на этих территориях и их ближайших родственников. Логика государства понятна. Коли не удается разом убрать всю мешающую охраняемой природе «цивилизацию», то делать это нужно постепенно. Сначала наложить запрет на пользование дорогами, потом разрешить их временное использование. А потом ввести платный проезд, чтобы местные власти не говорили, что у них нет денег на прокладку дорог в объезд нацпарков и заповедников. Закон об ООПТ уже действует, и Имамов обязан ограничить движение по дорогам в лесу. Это «дом растений и зверей», а они должны жить в тишине и дышать природным воздухом.
- Я обратился к прокурорским работникам за советом, как мне быть. Расставить знаки, ограничивающие движение грузового транспорта? Они говорят, изучи законы, подумай. Сейчас вместе с юристом мы этим и занимаемся, - делится своими трудностями директор парка. Пока он думает, по дороге через охраняемый лес продолжают ездить владельцы около 5 тысяч участков в садовых обществах "Орбита-2", "Бриз-1" и "Бриз-2" и "Прибрежный". Более 200 домов насчитывается в поселке Белоус и деревне Ильичевка вместе взятых. Многие местные жители города набережные Челны - собственники земельных участков и домов. В поселках идет интенсивное строительство, ремонтируются внутренние дороги, обновляются трубопроводы, линии электропередач. По дорогам в заповедном лесу круглогодично ездят большегрузы, бетоновозы, бульдозеры, тракторы и тралы (тягачи с прицепами, на которых установлена техника или тяжелое объемное оборудование). Все эти тысячи людей пока что ежедневно (пусть и формально) нарушают закон…
Сергей ИСИЧКО, isichko@chelnyltd.ru