День любви и другие киноистории города
Мы не избалованы вниманием деятелей кино, как Москва или Одесса. На улицах не увидишь знаменитость, не зазывают в массовку объявления. И заветные «Камера, мотор» для большинства - все равно что рев двигателей стартующей от соседнего подъезда ракеты. Но своя киноистория есть и у Челнов - здесь проходили съемки пяти художественных фильмов.
В конце 70-х Набережные Челны манили к себе не только комсомольцев-романтиков, мечтавших построить новый город и новую счастливую жизнь. Кипучая энергия «КАМАЗа», новые дома, широкие проспекты привлекли в город киношников.
Первый фильм, снятый в Челнах - музыкально-лирическая комедия «Узнай меня». Вышел в прокат в 1979 году и запомнился больше не сюжетом, а прозвучавшими в ленте песнями в исполнении группы «Аракс» и Татьяны Анциферовой. Героиня - молодая девушка, которая приезжает на комсомольскую стройку, чтобы найти земляка, в которого влюблена с детства. Этот земляк - директор завода, ее не узнает, и она обещает себе стать звездой стройки. Режиссер фильма Владимир Попков (он же снимал «Сердца трех»).
В картине занята настоящая мотороллерная бригада управления «Спецстроймонтаж», так как по сюжету Ольга устраивается кровельщицей именно в такую контору. Вместе с реальными работницами ездит на мотороллере прямо по крыше одного из корпусов завода, возит стройматериалы для кровли. По-своему уникальны кадры с видами давно изменившегося города: проспект 50 лет СССР (Хасана Туфана), на котором еще нет знаменитой «тюбетейки», нарядная площадка «Гренады», где в фильме проходит ситцевый бал строителей, и все такие же интерьеры ДК «Энергетик».
Кино с самым звездным составом о строящемся заводе - «Коней на переправе не меняют» 1980 года. Режиссер - Гавриил Егиазаров. В ролях: Наталья Андрейченко, Армен Джигарханян, Леонид Марков, Галина Польских. Набережные Челны авторы фильма использовали как «декорации» к своей картине о неком Степном, где возводится завод. В основе фильма - производственный конфликт. Представитель министерства уверен, что, в первую очередь, нужно строить завод, а директор завода считает необходимым параллельно создавать инфраструктуру: дома, школы, больницы. В 1980 году режиссер рассказал о съемках в журнале «Искусство кино»: «Наш фильм - рассказ о том, как приехавшие сюда со всех концов страны молодые и сильные люди землю эту расчистили, провели дороги, построили дома, потом заложили фундамент и возвели заводские корпуса... Мы не поспевали за нашими героями в буквальном смысле слова: только что выбрали натуру, приехали снимать, а она застроена».
Многие челнинцы стали свидетелями и участниками проходивших съемок: видели, как в июне на проспекте Мира снимали первомайскую демонстрацию, как группа работала у 110-го универсама. «Я с подругой шла в 110-й универсам отоваривать талоны, - вспоминает Татьяна Позднева. - Там снимали фильм, и нас попросили поучаствовать в массовке. Сделали несколько дублей, наша задача была пройти 30 шагов от киоска «Союзпечати». А выбрали нас за яркий красно-белый кожаный плащ моей спутницы, у нее отец из Франции вернулся, и она очень выделялась из толпы. Потом посмотрели фильм и разочаровались, хотелось бы, чтоб подольше мы шли». Счастье фильм принес детям: ради съемок в универсаме №105 был запущен эскалатор, ребятня бегала туда кататься. Радость была недолгой, через пару дней эскалатор выключили.
* * *
Спустя десять лет в городе почти одновременно начались съемки сразу трех художественных фильмов. На средства, взятые по беспроцентному кредиту под гарантию «КАМАЗа», были сделаны фильмы «День любви», «Выкидыш», «Партийные бега, или Дребедень на мартовских сугробах». Сборы обеспечил «День любви». Он шел чуть не в каждом кинотеатре страны и принес 27 миллионов рублей.
Довольно тяжелый из-за сцен насилия фильм об афере с грузовиками, от которой преступники пытаются отвлечь внимание милиции, устроив массовые изнасилования в городе. Режиссер Александр Полынников. В ролях: Сергей Газаров, Андрей Болтнев, Андрей Смоляков. Снят Одесской киностудией.
Сценарий написан челнинцем Юрием Манусовым. Насколько сюжетные линии имеют под собой реальную почву, рассказал автор: «Идея аферы с «КАМАЗами» лежала на поверхности. И год спустя после выхода фильма произошла в действительности. Изнасилований и драк было много в городе на самом деле, так же, как и разговоров о дне любви. Но такого дня в реальности не было». По словам Манусова, сценарий попал в руки режиссера случайно, через знакомого оператора. Полынников загорелся темой, Манусов согласился сотрудничать. Показал объекты съемки: литейный, кузнечный заводы, ПРЗ, улицы, по которым в кадре потом проедут гоночные машины. Создателям фильма очень помог НТЦ. В съемках участвовали водители-испытатели. Результат не порадовал сценариста: «Режиссер почти все отсек и оставил только детективную линию, голый сюжет. Я был в шоке, когда увидел». Спустя годы Юрий Манусов настроен не так категорично и даже думал устроить юбилейный показ. «Фильму исполняется 20 лет, можно пригласить актеров, они сейчас знаменитости. Но не можем найти пленочную копию, чтобы показать в кинотеатре».
Самые глобальные в истории Челнов съемки проходили в 1989 году. На помощь режиссеру и автору сценария художественного фильма «Выкидыш» Юрию Манусову пришло руководство города и «КАМАЗа». На вторых ролях заняты около 300 человек, всего в фильме участвовали примерно 10 тысяч человек. Нужные типажи создатель фильма с помощниками искал прямо на улице, в транспорте. «Нужно 30 лысых или бородатых мужчин - подходили, договаривались. А массовку собрать - вешали объявления». Костюмы собирали со всех театров республики, отдельно шили 50 исторических нарядов. За ночь на Энтузиастов построили сцену, лодку, как в Венеции. «Дружбу» переделали в баню. Чтобы снять процессию обнаженных людей, группа ездила в Ригу, на нудистский пляж.
Фильм неделю показывали в «Батыре». Картина совсем некоммерческая, рассчитанная на образованного зрителя: она наполнена символами и сложна в восприятии. В центре - трагедия молодого интеллигента, который заканчивает жизнь самоубийством. Главную роль исполнил руководитель театральной студии «Ника» Николай Пархоменко. В широкий прокат лента не попала, она шла в московских кинотеатрах, в Доме кино, интеллектуальных киноклубах в России и за рубежом.
Не дошел до зрителя последний художественный фильм, снимавшийся в Набережных Челнах – «Партийные бега, или Дребедень на мартовских сугробах» 1991 года. Сценарием и режиссурой занимался челнинец Сергей Пестрецов. Жанр: политический памфлет. В фильме показана первая партакиада СССР — соревнования оставшихся не у дел партийцев среднего и нижнего звена. В ролях: Лев Котляр, Алексей Краснопольский, Александр Куприянов. Последний — непрофессиональный актер, сыграл три роли: Ивана Ивановича, милиционера, снежного человека. Александр с удовольствием вспоминает об участии в этой работе, давшей столько новых впечатлений. Сергей Пестрецов этих чувств не разделяет: «Как автор идеи, режиссер, организатор считаю фильм неудавшейся авантюрой. Мне нравилось снимать, было интересно работать. Я был «хмельной», когда снимал: только получил золотую медаль за документальный фильм на международном фестивале, это подогрело честолюбие, и я взялся за художественное кино. На результат посмотрел критически. Я же знаю, что такое Феллини, Бергман. Понял, что я даже не Тарковский и принял решение положить фильм под кровать».
Что челнинского попало в кадр? Вся лента была отснята в Карпатах. После проявки уже в Челнах обнаружили технический брак. Некоторые кадры пришлось переснимать здесь: в лесу, в «Автозаводце», в помещении 2/01 (сейчас там располагается ресторан).
P.S. Пиратские копии всех этих фильмов есть в сети. Качество некоторых не позволяет как следует разглядеть даже знакомые лица. Остается надеяться на то, что мы еще раз когда-нибудь станем съемочной площадкой.
Ольга Арминен, arminen@chelnyltd.ru