Челнинцы гибнут на бесхозной дороге
28 мая на дороге у Боровецкого родника автомобиль на большой скорости сбил велосипедиста, который скончался на месте. После этого читатели "Челны ЛТД" попросили установить "лежачих полицейских" на каждой остановке на дороге в садовое общество "Дизелист". В отделении ГИБДД по Тукаевскому району нам сообщили, что готовы заняться обустройством дорог, которые проходят по Боровецкому лесу в зону отдыха и в садовые общества. Оборудовать пешеходные переходы у всех остановок, поставить необходимые дорожные знаки и т.д. Но сделать этого не могут.
- Дело в том, что официально этих дорог нет, - говорит старший госинспектор отделения ГИБДД по Тукаевскому району Роберт Вильданов. - Они проходят по территории национального парка "Нижняя Кама", чья земля является федеральной собственностью. И без разрешения Росимущества на ней вообще ничего нельзя делать. То есть мы не имеем права ни куст убрать на обочине, ни расширить дорогу. Мы направляли письмо в нацпарк "Нижняя Кама", но нам там ответили, что никаких дорог на их территории нет и быть не может. Как там говорят, это дороги лесохозяйственного назначения. Когда-то давно их построил "КАМАЗ", а сейчас они ни на чьем балансе не значатся. А поскольку дорог официально нет, то нет у них и хозяина, кто бы за ними следил, выделял деньги на их обустройство. Между тем, здесь часто происходят ДТП. В прошлом году на них погибли 6 человек. В этом - уже двое...
- Когда бурно строились КАМАЗ и Набережные Челны, вдогонку формировалась инфраструктура, часто не имея генплана и готовых проектов, - комментирует ситуацию депутат горсовета Ильдус Камалов. - Помню, как тогдашний 1-й заместитель гендиректора КАМАЗа по капстроительству Виктор Геркен рассказывал, что при строительстве этих дорог в лесу впереди шли тракторы, которые сносили деревья, а сзади шли геодезисты, которые наносили дорогу на схему. Да что дороги, я знаю в городе несколько домов, которые были без проекта построены.
Это сейчас, чтобы поставить будку или киоск, надо пройти с десяток согласований, а тогда, как на фронте: надо - сделали. Без этого и не построили бы вовремя КАМАЗ. И если сейчас у этих дорог нет хозяев, то о ремонте должны позаботиться те, кто по ним постоянно ездит. Из городского бюджета на содержание и ремонт этих дорог никто деньги выделять не будет, потому что вы знаете, в каком плачевном состоянии городские дороги, в частности местные проезды. Значит, кто-то должен организовать это дело. Во-первых, надо посмотреть, в чем заключается ремонт и прикинуть объем работ. Нужно пригласить дорожников, они составят смету. Затем создать дорожный фонд и вскладчину отремонтировать дороги. В тех краях немало богатых людей живет...
Классовые чувства депутата-коммуниста вполне понятны, но только стоит заметить, что чаще на этих дорогах гибнут небогатые люди. И пока начальство будет разбираться, что же делать с этими дорогами, или раскошелятся богатые челнинцы, сколько из них еще погибнет?
Чтобы как-то решить проблему, ГИБДД Тукаевского района предлагает отмежевать территорию, по которой проходят дороги в лесу, отделить их от нацпарка и отдать на чей-либо баланс. Например, Малошильнинского сельсовета.
Директор Национального парка "Нижняя Кама" Айрат Имамов убежден, что сейчас невозможно забрать дороги, расположенные в заповеднике, в собственность Тукаевского района. На этом настаивают жители поселка Белоус, дачники обществ "Горизонт", "Прибрежный", "Орбита-2", "Бриз-1" и "Бриз-2", а так же ГИБДД Тукаевского района. Потому, что на этих дорогах ежегодно случается по несколько ДТП со смертями и серьезными травмами.
- Они мне уже все уши прожужжали об этом! Но нет такого закона. Властям Тукаевского района надо было чесаться в 1991-м году, когда Национальный парк формировался! Тогда землеотводом под дорогами не занимались, а сейчас уже поздно. Сейчас земли Национального парка - федеральная собственность. И по закону у нас нет дорог. 1 марта вступили в действие изменения в Земельный кодекс (федеральный закон №171). Теперь власти Тукаевского района на эти дороги могут оформить только временный сервитут, то есть право временного пользования чужим имуществом. Да и то пока непонятно, как будет он оформляться, кто его будет оформлять, на какое время, платным он будет или нет. Этим мы сейчас занимаемся. Тукаевский райисполком послал запрос в Москву, ждем разъяснений. Но они могут придти и через месяц, и через полгода, - так, не скрывая эмоций, комментирует ситуацию для "Челны ЛТД" директор парка.
Но, как выяснилось, речь идет только о дорогах, которые проходят непосредственно по лесу - на базы отдыха, Первомайку, Ильичевку, Белоус, водозабор и в садовое общество "Прибрежный". А дорога из Челнов в общество "Дизелист", к которой больше всего претензий со стороны челнинцев, как нас заверили в нацпарке, к особо охраняемой территории не относится.
- Эта автодорога проходит рядом с национальным парком, - уточнил начальник отдела охраны парка Михаил Музафаров. - То есть идет асфальтовая дорога, затем обочина, за ней кювет, за которым и проходит наша граница.
- Дело в том, что эти дороги на федеральной земле, в принципе, на них ничего нельзя делать...
- Как нельзя? Ездят же. Как в свое время незаконно строили, так оно и продолжается. Также и ремонт пусть проведут. А другого выхода нет. Писать министрам бесполезно, никто денег не даст.
- Есть предложение отмежевать эту часть земли под дорогами и поставить на баланс, наприме, малошильнинского сельсовета...
- Господи, его уже так загрузили. Там у него и так хватает забот. А тут еще дорога в лесу. Никто его не финансирует. Он не в состоянии 100 кв. метров напротив своего управления заасфальтировать.
Сотрудники городской и Тукаевской районной администрации пока недоступны для комментариев по этому поводу.