Челнинский бизнес требует преимуществ в муниципальных закупках
Как сделать торги по госзакупкам прозрачнее - на эту тему сегодня говорили чиновники и предприниматели города Набережные Челны. Чиновников подстегнул к общению разносный доклад председателя Контрольно-счетный палаты об эффективности (или, скорей, неэффективности) муниципальных закупок по итогам 2012. Предприниматели (позвали представителей мебельной отрасли, легкой промышленности, строительства, медицины) обрадовались возможности донести до чиновников свою мысль: о необходимости предпочесть местных поставщиков. Со своих, дескать, и спросить несложно, не то что с поставщиков из дальних регионов.
Сумма муниципального заказа за 2012 год составила 1,7 миллиарда рублей, 80% заказов достались городским поставщикам, 18% - республиканским. И только 2% ушли в другие регионы. «Даже эти 2% надо убрать!" - призвал руководитель ассоциации мебельщиков Челнов, гендиректор фабрики «Ак Барс» Накип Галимов.
Предприниматели потребовали подробного анализа закупок и постатейного отчета по тому, сколько требуется городу мягкого инвентаря, мебели, продуктов питания.
В том, что информации теперь будет больше, уверил начальник отдела по поддержке и развитию предпринимательства Радмир Беляев. Таблицу заказов на неделю будут публиковать в специальной бесплатной газете и на интернет-портале. Можно обращаться и напрямую в отдел муниципального заказа - там обещают подыскать подходящие торги. Кроме того, в декабре пройдет неделя ликбеза для бизнесменов, их познакомят с новым законом о госзакупках.
В нем, по словам начальника отдала муниципального заказа Азамата Вильданова, учтены минусы прежней системы, в которой решающую роль играла цена. Поставщики порой снижали ее до невозможности.
Теперь во главу угла поставят качество, так как основным способом размещения заказов будет открытый конкурс (там критерии иные, основные - опыт и квалификация). Если в ходе торгов снижение цены будет составлять более 25%, поставщик должен представить экономическое обоснование.
Пока же демпинг - главная проблема. В прошлом году из-за этого пострадала школа, заключившая контракт на ремонт с недобросовестным поставщиком. Он запросил наименьшую сумму, скинув 60% цены. Мы помним, как из-за той же нереальной цены и невозможности выполнения заказа осталась на полгода без периодики городская библиотека.
Одна из участниц круглого стола привела еще один пример негативного влияния демпинга: «Крупная городская больница делает заказы на медицинские халаты. Выигрывают московские и питерские фирмы, покупающие товар партиями в Китае. Качество такое, что 40% персонала шьют на заказ, а китайскими халатами полы моют. Какой смысл закупать два раза в год халаты на 2-3 миллиона, если можно раз в год закупить на 5 миллионов отличного качества?».
Предприниматели назвали еще ряд проблем, из-за которых «бизнеса на муниципальных заказах не сделаешь». Это донельзя детализированные техусловия, составленные точно под конкретного поставщика. Это шантаж со стороны других поставщиков, требующих оплаты их неучастия, и соответственно, снижения цен. Также трудно работать из-за неграмотности самих заказчиков, некорректно оформляющих заказы.
После круглого стола некоторые предприниматели, отвечая на вопрос о целесообразности подобных встреч, остались уверены: чиновников надо расшевелить, чтобы поняли проблемы предпринимателей.