Альфия Когогина рассказала о том, как помогает "КАМАЗу" и жителям Набережных Челнов
Об автопроме...
- Альфия Гумаровна, можно сказать, что вы в Госдуме РФ лоббируете интересы автопрома, и в частности КАМАЗа?
- Слово "лоббировать" в российском контексте часто употребляется с негативным оттенком. Я бы сказала, что участвую в формировании промышленной политики. А в частности, занимаюсь автопромом: анализ возникающих рисков, общение с экспертами, выработка решений, которые позволили бы сохранить объем производства. Реализация планов развития, которые бы привели к повышению эффективности производства. Мне и положено это делать - я член комитета по промышленности и возглавляю экспертный совет по иновационному развитию автопрома. Это и есть моя основная профессиональная деятельность. Кроме, конечно, изучения законодательных инициатив, которые вносит Госдума.
- Как вы оцениваете перспективы автопрома?
- В 2013 году, а его результаты напрямую влияют на развитие ситуации в 2014 года, рынок обвалился во всех сегментах - и в легковом транспорте, и в легких коммерческих автомобилях, и в автобусах... Но более всего падение коснулось грузового автотранспорта - более 13%. Отечественные автопроизводители, мобилизуя свои ресурсы, внедряя технологии бережливого производства, управления затратами, смогли показать результаты существенно лучше года предыдущего. В грузовом автопроме падение составило более 13%, а КАМАЗ показал падение только на 4%, нарастив при этом долю на рынке. И эта заслуга самих коллективов, менеджмента компании. Но есть второй момент - падение производств было бы гораздо глубже, если бы на федеральном уровне не были предприняты своевременные меры стимулирующего и протекционистского характера.
Мы закрыли вопрос по гособоронзаказу для предприятий ОПК, например, 2 года из федерального бюджета КАМАЗу выплачивают 80-100% предоплаты - это 10-15 миллиардов рублей ежегодно. В прошлом году мы смогли решить "хроническую болезнь" сегмента грузового автотранспорта - практически перекрыли поставки контрафактных самосвалов из Китая. Если в позапрошлом году было ввезено порядка 13-15 тысяч таких самосвалов, то в прошлом году ввоз составил 1-2 тысячи. То есть мы освободили рынок, а для КАМАЗа - это реализация 10 тысяч самосвалов.
Также не допустили бесконтрольного ввоза бывшей в употреблении импортной техники из-за границы по бросовым ценам. Таким образом, и дешевый импорт не смог отобрать кусок у нашего автопрома.
Кроме того, в федеральном бюджете заложены достаточно серьезные деньги на поддержку автопрома, на поддержание рабочих мест, на иновационное развитие, на разработку ЕВРО-4 и ЕВРО-5 и гарантийное обслуживание новых двигателей.
Но один вопрос пока не удается решить, несмотря на поручение Владимира Владимировича Путина, данное почти два года назад - о том, что в системе государственного муниципального заказа можно будет покупать только отечественные автомобили и произведенные на территории России. Но, надеюсь, к 1 марта оно выйдет.
- С 1 января 2014 года введен утилизационный сбор и на российские автомобили. Правительство предприняло меры по поддержке отечественных автопроизводителей. Но ЕС выступает против субсидирования российских автозаводов. Каково возможное развитие ситуации?
- Утилизационный сбор является экологическим сбором, который выплачивали импортеры, а с 1 января и отечественные производители автотранспортных средств. А вот меры, разработанные Госдумой и правительством, являются абсолютно самостоятельной программой действий. Она носит социальный, экологический и иновационный характер. Эти субсидии будут направлены на поддержание рабочих мест (такие же субсидии выплачивают и европейские страны). на планы НИОКР, на поддержание производства двигателей ЕВРО-4 и ЕВРО-5.
Мне кажется, даже если в рамках ВТО Европейский союз подаст в суд, шансов выиграть у него будет немного.
Да и претензии ЕС направлены не на сами субсидии, а на критерий отбора предприятий. Поскольку на территории России есть промышленная сборка, страны ЕС не хотят, чтобы в России было импортозамещение и их действия связаны с этим. Но мне кажется, что Россия вступала в ВТО ради собственных экономических интересов, а не для того, чтобы защищать иностранного производителя.
Об игорном бизнесе
- Готовятся ли какие-то законы, которые поставят серьезный заслон игорному бизнесу в нашей стране?
- Надо сказать, что с 2006 года игорный бизнес у нас запрещен, кроме четырех игорных зон. То есть игорные заведения за пределами данных территорий находятся вне закона. Но практика показывает, что органам внутренних дел трудно бороться с игорным бизнесом, так как нужно доказать получение незаконной прибыли собственниками этого бизнеса. А это очень сложно: кассовых аппаратов там нет, выручку никто не хранит. Моя личная позиция: я считаю, что организаторы игорного бизнеса должны подвергаться уголовному наказанию так же, как и организаторы притонов для наркоманов. Для этого нужно вносить в уголовный кодекс изменения. Мне кажется, инициаторами такого законопроекта должны выступить органы МВД и другие правоохранительные структуры. Если такой проект будет разработан, я его с удовольствие поддержу.
Я думаю, надо будет встретиться с начальником Управления МВД по г. Набережные Челны, чтобы узнать, существует ли для него такая проблема и насколько она глубока. Возможно, мы выработаем какие-то совместные решения.
О ситуации с телеканалом "Дождь"
- Как вы оцениваете исключение телеканала "Дождь" из сетки вещания многих кабельных операторов после нетактичного опроса о возможности сдачи блокадного Ленинграда?
- Я бы разделила этот вопрос на два. Что касается ситуации вокруг хозяйственных взаимоотношений телеканала "Дождь" с операторами, то это не можент рассматриваться в качестве скандала - это отношения между двумя хозяйствующими субъектами. А вот что касается, вопроса, который по непрофессиональности сотрудника или сотрудников "Дождя" был запущен в эфир в виде опроса, то я, как человек и гражданин, считаю, что была предпринята попытка ревизировать итоги Великой Отечественной войны. Я бы хотела предостеречь от этого.
Наша Победа, героизм советского народа не должны подвергаться сомнению. Эта та духовная скрепа, за которую мы держимся и благодаря которой мы еще являемся великим единым народом. Что касается телеканала "Дождь", он признал свою ошибку и извинился. Я уверена, что телеканал "Дождь" - яркий и креативный, с мыслящим коллективом, справится с этой ситуацией и обязательно найдет свое место среди любимых каналов населения.
О моногородах
- В интернете мелькнула информация, что Минрегионразвития может сократить список моногородов. Есть опасность, что Набережные Челны могут выпасть из этого списка?
- О какой-либо опасности говорить преждевременно. Пока Министерство экономического развития подготовило указ, согласно которому правительство должно разработать и утвердить постановление о совершенствовании методики отбора моногородов. Сегодня эта система несовершенна. В этом списке есть города, которые таковыми не являются. Но самое большое несовершеноство в том, что поддержка моногородов осуществлялась в разовом грантовом режиме. Это неэффективно с точки зрения расходования средств.
С 2015 года правительство перейдет к системной поддержке моногородов в регулярном режиме. А вот критериями отбора моногородов должны стать такие объективные показатели, как рост числа модернизированных рабочих мест, показатели отгрузки продукции, повышение эффективности труда, создание инфраструктуры для вновь созданных рабочих мест. Сейчас идет только разработка этого законопроекта. И эта методика отбора формируется с учетом мнений глав регионов. Я не думаю, что Челны будут исключены из этого списка, поскольку по факту они являются моногородом. Как только проект постановления правительства появится, я обязательно подключусь к его обсуждению. Кроме Челнов, моногородами в Республике Татарстан являются Елабуга, Зеленодольск, Камские Поляны, Менделеевск, Нижнекамск, Чистополь.
О ЖКХ
- Возможно ли повлиять на рост тарифов ЖКХ?
- В декабре прошлого года был, наконец, принят закон, ограничивающий рост тарифов в горизонте 3-5 лет. Формула предельного значения увеличения тарифа проста - инфляция минус 30% - то есть, 0.7 от инфляции. Предельный индекс роста тарифа устанавливается на федеральном уровне, и утверждается главой субъекта федерации.
Некоторые регионы к этому еще не готовы и законодательно их обязывают только с 1 января 2016 года делать. А в Татарстане уже с 1 июля 2014 года будет ограничиваться индекс роста тарифов за ЖКУ. Рост не должен превышать 4,5% от предыдущего тарифа.Такой индекс должен появиться у каждого муниципалитета. Эта норма будет действовать 3 года. Кроме того, законодательством прописано, что само начисление тарифа и его образование должно быть прозрачным. И сейчас каждое муниципальное образование должно будет публиковать в интернете и в СМИ как предельный коэффициент роста тарифа, так и его составляющие.
- Вы говорили об опыте Москвы в сфере ЖКХ...
- В прошлом году я ознакомилась с опытом работы Москвы, где создан достаточно серьезный и очень действенный механизм, который позволяет следить за выполнение нормативов и обязательств управляющими компаниями. Любой москвич может сфотографировать неубранный подъезд, или написать жалобу на неработающий лифт, на грязный тротуар и разместить это на специально созданном для этого сайте. И чиновники должны среагировать на этот обращение в течение 8 дней и разместить ответ.
- У нас в качестве неофициального аналога так работает блог мэра.
- Но в Челнах чиновника из управляющей компании за то, что он вовремя не среагировал, пожурят, и он снова, как ни в чем не бывало, придет на работу. А в Москве депутаты внесли в местный административный кодекс изменения, по которым на чиновника, который не исправил ситуацию, может быть наложен штраф до 200 тысяч рублей, вплоть до увольнения.
И разработчики этого ресурса готовы помочь Челнам. Я эти предложения передала как депутатам горсовета, так и администрации. Обещали, что нечто подобное появится в нашем городе в 2014 году. Всем москвичам эта система очень нравится. Думаю, полезна она будет и челнинцам. И мне в том числе. Я ведь тоже живу в Набережных Челнах и никуда отсюда не собираюсь уезжать. А в Москву я езжу только на работу. Но 10 дней в месяц я обязательно нахожусь в нашем городе. И Олимпиаду я тоже буду смотреть вместе с Вами в Челнах.
Записал Сергей РОДАЧЕВ