Второе рождение «Окушки»
Это первый в Набережных Челнах электромобиль. Кузов пластиковый. Ходовая часть и рулевое управление от автомобиля «Ока». Запас хода — 1 час на скорости до 40 кмчас. Или 4 часа на скорости 10 кмчас. Автор и конструктор... школьный учитель географии по образованию и предприниматель по жизни Булат Гильфанов. Свой электромобиль он изготовил в гараже с помощью инженера-электрика Александра Бересова.
Булата беспокоит экология. Поэтому он выбрал географический факультет, когда поступал в пединститут. А потом, торгуя чаем, чтобы зарабатывать на жизнь, думал об окружающей среде. И придумал, как сделать ее чище. Электромобиль не дымит, не шумит, из него не капает масло. Он экономичен и безопасен.
- На разработку и изготовление двух машин у меня ушло около миллиона рублей собственных денег. Ориентировочная коммерческая цена моего электромобиля — 250 тысяч рублей, - говорит Булат. Он нашел своему детищу оригинальное применение. Его машины — средство обучения школьников правилам дорожного движения. Самый безопасный водитель — это пешеход, а самый грамотный пешеход — это водитель. Ставим машину на площадку с дорожной разметкой и дорожными знаками, сажаем в нее теоретически подготовленного ученика и даем задание ездить по площадке, соблюдая правила движения. Электромобиль едет со скоростью 15-20 км/час (бег пешехода), его водитель, ничем не рискуя, учится в движении замечать дорожные знаки и разметку. На площадке легко смоделировать любую (даже аварийную) дорожную ситуацию, чтобы школьник практически научился правильно реагировать и на своем опыте понял, почему такие ситуации возникают.
- Обучение Правилам дорожного движения с помощью езды на электромобиле каждому ученику обойдется в 5 тысяч рублей в год или по 550 рублей за каждый из девяти учебных месяцев. После окончания средней школы такому выпускнику понадобится только месяц практического вождения в автошколе, чтобы получился культурный водитель на дороге, - уверяет Гильфанов.
Еще электромобили Гильфанова вполне могут быть прогулочными и прокатными. В парках, на базах отдыха, на городских пляжах, на будущей городской набережной. Булат расчитал организацию коммерческого проката - 10 минут за 50-60 рублей. Это цена билета на аттракцион в парке отдыха.
Сейчас Гильфанов ищет деньги на реализацию своего проекта. Нужно немало. Булат расчитывает на помощь государства. Его электромобили на выставке в центре «Экспо-Кама» увидел руководитель горисполкома Фархат Латыпов. Предложил принять участие в следующих выставках, показать машины и рассказать о проекте руководителям ГИБДД республики.
Мы будем следить за судьбой этого проекта.
Сергей ИСИЧКО, isichko@chelnyltd.ru