Троечников не пускают в школу
В челнинских школах идет битва за место в десятом классе. Педагоги часами убеждают родителей «слабых» учеников забрать документы. По данным управления образования, в следующем учебном году в десятых классах будет учиться лишь 52 процента из 4414 бывших девятиклассников. Что стоит за этой статистикой? И почему от троечников отказываются, независимо от их желания остаться в родной школе?
«Моя дочь мечтала получить высшее образование, - рассказывает Гульнара. - Директор школы посоветовала сначала поступать в училище. Я пыталась защитить интересы ребенка, но меня никто не хотел даже слушать. Пришлось следовать интересам школы, забирать аттестат. В такой ситуации оказалась больше половины нашего класса. Многие поступают в училище за компанию. Дочь видела себя в творческой профессии, а будет учиться на бухгалтера в техническом колледже. Я уверена, что она стала жертвой равнодушного отношения педагогов. Они не смогли дать ей необходимых знаний, а потом избавились от «брака». Здесь, правда, вполне резонно возражение - а куда смотрела сама мама, когда девочка училась?
В Набережных Челнах практически не осталось общеобразовательных классов, в которых раньше нередко учились дети с тройками. В профильные же принимают лишь тех, кто, кроме обязательных экзаменов по русскому языку и математике, сдает еще и два предмета по выбранному профилю. В противном случае школа, по словам заместителя начальника управления образования Лидии Золотаревой, «имеет полное право отказать ребенку в продолжении обучения. Также школы, в которых есть профильные классы, имеют право на отбор детей. Это прописано в законе «Об образовании».
Плохо успевающих учеников, по признанию самих же учителей, начали ущемлять с введением рейтинговой системы, когда труд педагога стали оценивать в баллах. Самый высокий балл дают за качество знаний. Его обладатели имеют достойную зарплату. Да и школа за счет таких учителей числится на хорошем счету. Одна «двойка» по ЕГЭ может перечеркнуть годовой результат всего педагогического коллектива. «Мы в рейтинге школ всегда были в десятке, занимали 7- , 8-е места. В позапрошлом году, имея хорошие показатели по многим позициям, скатились из-за двух “двоек” на 23-е место. Нынче у нас снова “двойка”. И снова наш имидж пострадает. Несмотря на то, что в лицее есть три стобалльника по химии, высокие баллы по иностранному языку, биологии и т.д.», - делится своими переживаниями и.о. директора лицея-интерната №84 Ильшат Сафиуллин. В его 15-летней практике были случаи, когда девятиклассники, будучи «махровыми» троечниками, брались за ум, заканчивали школу с хорошими отметками, и поступали в вуз. Один ученик, в которого уже мало кто верил, получил аттестат с серебряной медалью.
В управлении образования о подобных историях наслышаны. «Но их очень мало, - говорит Лидия Золотарева. - Если ребенок с 5-го по 9 классы бездельничал, то ему сложно освоить программу старших классов. Родители должны считаться и с природными способностями ребенка, учитывать его возможности - физические, психические. Нынче девять девятиклассников остались без аттестатов. Некоторых из них родители усадили насильно за парту ...»
Ирина СИВКОВА