Мелочь стали скупать
Во многих челнинских магазинах («Камилла», «Челны-хлеб», «Впрок», «Бахетле», «Пятерочка» и др.) расплатиться можно с помощью любой пластиковой карточки. А магазины тем не менее продолжают испытывать острый дефицит мелочи. Во «Впроке» даже придумали покупать у клиентов разменную монету. Сдаешь 600 рублей металлом — получаешь 660 рублей купюрами. «За месяц мы так приобрели мелочи на 150 тысяч рублей», - говорит топ-менеджер компании Алексей Видякин.
«Пластик» есть сейчас у большинства взрослых челнинцев. Карточка карман не тянет, расплачиваться ею удобно, про любую сдачу при такой оплате и думать не надо, но...
- Люди не пользуются карточками. Им туда перечисляют зарплату, они идут к банкоматам, деньги обналичивают и только потом — в магазин. Вот даже сотрудники нашей компании, кому мы тоже перечисляем зарплату на карточки, деньги обналичивают! - говорит совладелица торгового дома «Камилла» Равия Зиярова. Примерно так же говорят и в «Челны-хлебе», и во «Впроке». И в «Бахетле», где, по словам директора Фираи Мингазовой, продвинутые клиенты, безналичной оплатой обеспечивают лишь четверть оборота.
«Менталитет», - коротко объясняют этот челнинский феномен менеджеры торговых сетей. Дело в том, что большинство челнинцев карточки приобрели не сами. Им их «подарили» предприятия, в своих целях осуществив с тем или иным банком так называемый «зарплатный проект». Подарили как игрушку, которую работник не просил, а теперь вынужденно привыкает пользоваться. Или... не привыкает! Просто идет к банкомату и получает привычные купюры.
Вообще в окружающей действительности человека мало что вынуждает привыкать к «пластику». Наборот, многое мешает. Например, у нас не то, что на рынках, в мегаторговых центрах («Торговый квартал», «Омега» и др.) магазин, где можно безналом расплатиться, еще поискать надо! А когда найдешь и станешь расплачиваться, то, того и гляди, что-нибудь случится. Сам ошибешься, терминал у кассира не сработает, или вдруг связь с банком прервется.
Развитие карточных платежных систем застряло на полпути, вот в чем беда. И не видно особо заинтересованных в этом развитии.
Сергей ИСИЧКО isichko@chelnyltd.ru