Дешевый билет
Челнинцы «любят» большие автобусы только на словах, предпочитая ездить в микроавтобусах. Таково мнение перевозчиков, жалующихся на миллионные убытки. Один из предпринимателей привел пример: в течение пяти месяцев он использовал пять «Нефазов». Убытки за это время составили полтора миллиона рублей. Причем его вместительные автобусы курсируют по проспекту Мира, где пассажиров всегда хватало.
Напомним, что с Нового года цена за проезд в Набережных Челнах будет составлять 17 рублей по требованию перевозчиков. «Горожан в большие автобусы можно привлечь ценой, - считают специалисты отдела транспорта исполкома. - К примеру, в микроавтобусах возить за 17 рублей, а в больших за 15. Мы сейчас думаем, как эту гибкую систему документально обосновать перед республиканским Комитетом по тарифам и официально утвердить».
- Да не поможет это, - уверен председатель «Союза камских перевозчиков» Николай Тятюшкин. - Ну, будет разница в рубль-два и что? Для молодежи подобная скидка не играет никакой роли. Даже пенсионеры, которые чаще всех требуют большие автобусы, предпочитают сесть в более мобильный «Форд» или «Пежо». Однажды отдал свой автомобиль в сервис, ходил пешком и лично наблюдал, что у нас происходит на остановках. На «Доме обуви» стояли люди, подъехали микроавтобус и полупустой «Нефаз», у них был один маршрут. И что же вы думаете? Все побежали к микроавтобусу! И такую картину я видел неоднократно.
Вы помните большие красные автобусы «Предприятия автодорог», курсировавшие по 207 маршруту? Они у ПАДа сейчас в гараже стоят. Потому, что кроме затрат в 12 миллионов рублей в год, они ничего не принесли. У меня самого без дела стоят два автобуса средней вместимости. Даже их невыгодно использовать. Прибыль там - две тысячи рублей за день. Что я буду отдавать водителю? Ему надо платить минимум 25 тысяч рублей. На зарплату в 15 тысяч его за руль не посадишь. К тому же, если он не будет справляться, надо будет нанимать еще и кондуктора. Почему перевозчики должны работать во вред себе? У нас частный транспорт и частный бизнес.
Вот «Пассажирский автокомбинат» обладает приличным парком больших автобусов. Я предложил руководителям «ПАКа» забрать всех льготников и, соответственно, получать за эти перевозки все причитающиеся компенсации от государства. Другие перевозчики на эти деньги претендовать не будут. Но в «ПАКе», понятное дело, не согласятся, - заключил Тятюшкин.
- Потому, что это неправильная идея, - не согласился с предпринимателем начальник отдела транспорта и дорожного хозяйства города Ильфат Исмагилов. - Почему льготники должны ждать только автобусы «ПАКа»? Что это за дискриминация? При всех проблемах город не будет отказываться от больших автобусов. Сейчас у перевозчиков есть и большие, и малые машины. Надо просто использовать их с умом. В данный момент в Челнах изучается пассажиропоток. Новые данные должны помочь нам внести рациональные коррективы в существующие маршруты. Я перевозчикам говорю, что вы «зарабатываете жир» на своих «Фордах» и «Пежо». Однако и на больших автобусах можно зарабатывать. Худо-бедно, но можно.