«Я из команды Рустама Минниханова…»
Два месяца Набережные Челны возглавляет Наиль Магдеев. В ранге руководителя исполкома он продолжает принимать город. В субботу он дал первое большое интервью корреспонденту «Челны ЛТД».
- Вы долго думали над предложением возглавить Набережные Челны? Или приняли его сразу?
- Для меня это и большое доверие, и большая ответственность. Я из команды президента Республики Татарстан. И как человек командный, принял предложение Рустама Нургалиевича Минниханова. Хотя по гороскопу я Весы и всегда взвешиваю все «за» и «против». Но это решение принял, сильно не затягивая, так как понимал, что после выборов в Госсовет нужно будет приступать к работе. Если ты в команде, то должен делать не то, что тебе удобно и выгодно, а то, что нужно для пользы дела. В данном случае - для Республики Татарстан. Насколько я понимаю, руководству республики необходимо, чтобы Магдеев был здесь и сейчас и занимался социально-экономическим развитием города Набережные Челны. Для меня эта работа знакомая. Я был мэром города Бугульма. Там же имел определенный опыт руководства городским хозяйством в исполкоме.
- Что сразу бросилось в глаза во время знакомства с Набережными Челнами?
- Сразу же отметил для себя, что город молодой, активный, с высокой рождаемостью. И для такого большого города недостаточно школ, детских садов, культурных и спортивных объектов. Например, драмтеатр есть, а здание не приспособлено. Ведь по сути Набережные Челны – это областной город. И здесь должен быть нормальный классический театр, русский и татарский. В Бугульме с помощью Минтимера Шариповича и Рустама Нургалиевича я построил драмтеатр, которому присвоили имя Алексея Баталова. Правда, мне его для этого полдня пришлось уговаривать. Ведь Алексей Баталов именно в Бугульме, куда в годы войны был эвакуирован с мамой, режиссером Ниной Ольшанской, начинал свою театральную деятельность.
Опять же в Бугульме на 100 тысяч населения есть ледовый дворец. А здесь, в полумиллионных Челнах, их два, да и то один не работает. А должно быть не менее пяти крытых ледовых площадок. Спортивных залов не хватает. Понятно, что город строился в первую очередь для того, чтобы автомобили выпускать. Но сейчас эти сферы необходимо развивать.
- Вы говорили, что негоже приходить и ломать то, что было сделано предшественниками. Тем не менее, что-то уже пришлось перестроить под себя, под свой стиль руководства? Или наоборот, под что-то приспособиться?
- Во-первых, есть определенные нормы приличия. Когда человек приходит на новое место, обычно об ушедших руководителях говорят или хорошо, или ничего. Любой руководитель любого уровня, старается созидать. Я не видел таких руководителей, будь то на предприятии или в городе, которые бы хотели после себя оставить разруху. Разная была социально-экономическая ситуация, разные сценарные условия. Я думаю, что предыдущие руководители города старались сделать и сделали много полезного и хорошего для Набережных Челнов. Каждый из нас имеет право на ошибку. Но копаться в чужих недостатках – это не в моем стиле. Это перевернутая страница, что было – то было.
- То есть в книге под названием «Набережные Челны» Вы никаких страниц вырывать не собираетесь?
- Что сделано, то сделано. Есть документы с подписями и печатями. Их никто не опротестовал в то время, ни надзорные, ни контролирующие органы. Значит, эти документы имеют право на жизнь, о чем бы в них ни шла речь: о выделении земельных участков под строительство какого-то объекта или о чем-то другом. Наверное, были допущены ошибки, но сегодня этот объект уже не уберешь. Есть вещи, которые уже трудно исправить. И заниматься этим дело бесперспективное. Поэтому моя задача – не заниматься ревизией того, что было сделано, правильно или нет, а идти дальше. Стараться какие-то недостатки исправить и работать над тем, что сегодня волнует людей.
Вчера это была одна проблема, например, дополнительные рабочие места, низкая зарплата. А сегодня есть новые вызовы времени, и эти новые задачи руководителю города и нужно решать.
Конечно, у меня свой взгляд на жизнь и свой стиль, отличный, может быть, от стиля предыдущих руководителей. Я с учетом своего опыта хозяйственной работы в качестве мэра города Бугульма, которым я руководил 14 лет, и опытом работы в правительстве в качестве министра (4,5 года), вижу проблемы, которые есть в Набережных Челнах, с другого ракурса.
И у меня уже есть определенные мысли, которые я сегодня осторожно излагаю на бумагу. С тем, чтобы, не ломая всю конструкцию в городе, привнести что-то новое. Чтобы сделать это более комфортно, более приемлемо для людей. Поэтому, может, кто-то ждет от меня резких движений, но резкие движения не всегда продуктивны. Они, конечно, очень хорошо воспринимаются населением, но я - не артист, чтобы играть на публику, чтобы кому-то понравиться.
Передо мной стоит задача: скрупулезно, пошагово заниматься повседневными житейскими вопросами: обеспечением комфортных условий проживания, вопросами ЖКХ, тарифами и соответствием услуг и цен, которые сегодня предъявляются жителям города и района.
Как улучшить и исправить работу городского общественного транспорта. Я, например, думаю, что, может быть, не совсем правильно перевозить полумиллионный город автобусами малой вместимости. Но прежде нужно задаться вопросом, почему здесь пошли по этому пути? Наверное, определенные мысли были у руководителей города, которые в то время принимали такое решение.
Поэтому, еще раз говорю, задачи что-то ломать передо мной не стоит. Это мы уже проходили в 1917 году. Сломали все до основания и думали, что за короткий период времени вернемся на прежние позиции, которые страна занимала до первой мировой войны. Пробовали мы и по программе «500 дней» Гайдара всех «осчастливить». Видимо, у нас народ такой, что привык верить в сказки.
Сейчас идет оценка ситуации. И уже есть определенные взгляды на ряд вопросов, которые необходимо решать. И с этой точки зрения я буду выстраивать работу так, чтобы лучшие практики, которые были в городе, и дальше развивать. А на тех, которые не прижились, поставить крест и забыть
- А какие, например, практики Вы имеете в виду?
- Например, точечная застройка, которая ничего хорошего городу не дает. Во-первых, она вызывает недовольство граждан. Во-вторых, это нагрузка на транспортную инфраструктуру – строим точечно торговые центры, а мест для парковок нет. В-третьих, торговыми площадями город Набережные Челны уже обеспечен достаточно. Поэтому в том виде, в каком была точечная застройка, ее точно в городе не будет. Если она и будет, то будет касаться только объектов социальной инфраструктуры – школы, детские сады. То есть того, что нужно большинству людей, а не меньшинству. И каждое решение обязательно будет проходить общественную экспертизу.
- Президент республики и Вы уже говорили, что в первую очередь нужно развивать малый и средний бизнес, то есть реальное производство. Значит ли это, что выделение земли под строительство торговых центров будет ограничено?
- Будет сильно ограничено. И пусть на меня не обижается малый бизнес, который занимается торговлей. В городе достаточно было создано условий предыдущими руководителями, которые развивали торговлю. В определенное время это было необходимо. Сегодня городу не хватает зеленых насаждений, город задыхается от большого количества автомобилей, транспорт некуда ставить…
- У Вас есть какой-то «рецепт» решения проблемы парковок? Об этом в городе говорят постоянно, но практически ничего не делается.
- Во-первых, я считаю, что существующие пространства, с учетом мнения архитекторов, работников ЖКХ и всех собственников жилья, необходимо расширять не в ущерб зеленым насаждениям. У нас достаточно территорий, где ничего не растет. Есть проезды, которые можно расширить. Во-вторых, хотим мы этого или нет, но все равно придем к тому, что в жилых массивах нужно строить многоуровневые парковки. По приемлемой цене.
Горсовет и исполком должны для этого определить особые льготные условия. Даже, может быть, с нулевой ставкой земельного налога для тех, кто будет их строить, чтобы этот вид бизнеса был выгодным. Я думаю, что это один из путей улучшения этой ситуации. Потому что надеяться на то, что тот, кто сейчас ездит на автомобиле, вдруг пересядет на общественный транспорт, не приходится. И задача городских властей создавать условия, чтобы автомобильный трафик в городе был достойным. А для этого нужно асфальтировать улицы, заниматься развитием транспортной сети. И в том числе общественным транспортом.
- В городе много дорог требуют ремонта. В первую очередь, магистральные проспекты, Сююмбике и др. А будет ли уделяться внимание второстепенным дорогам? Какие приоритеты обозначены на следующий год?
- Приоритеты будут определяться исходя из наших финансовых возможностей. Как будем работать, так и будем жить. Насколько успешно будут работать предприятия, настолько успешно будет идти пополнение городского бюджета. За прошедший год в Челны из бюджета республики были дополнительно направлены большие средства, и в том числе на строительство и ремонт дорог. Но какова будет экономика в 2015 году, пока никто не знает. Поэтому предвосхищать события я бы не хотел. Но я уже обращался по этому поводу к президенту с тем, чтобы уровень поддержки из республиканского бюджета был бы не меньше, чем в этом году. Президент сказал, что республика Челны поддерживала и будет поддерживать. Но в зависимости от того, как будет развиваться экономика, и насколько будет пополняться бюджет.
У меня нет сомнений, что на следующий год мы будем иметь определенные финансовые ресурсы на ремонт дорог. Но куда их направлять, еще нужно будет посмотреть. Да, проспект Сююмбике стоит в плане одним из первых. Но у нас есть и другие дороги, которые необходимо асфальтировать. Поскольку состояние дорог выявляется весной, мы и посмотрим, где у нас самые «горящие» участки. С учетом этого и будем составлять программу.
А то сегодня скажем, что будем ремонтировать одну дорогу, а весной увидим, что рядом дорога вообще будет «убитая», и придется на нее в первую очередь направить усилия. Ведь еще неизвестно, какая будет зима. Вдруг из-за резкой смены минусовых и плюсовых температур она будет «рвать» дороги.
- Первоочередная задача - до конца года запустить трамвай. Недавно говорилось о 10-дневном отставании от графика, а сейчас уже говорят о сдаче новой трамвайной ветки 12 декабря, то есть более чем на 10 дней раньше. С чем это связано?
- Мы всегда ставим планку выше, чтобы мобилизовать производственные коллективы и людей. У нас, к сожалению, народ в определенной мере расхлябанный, в том числе и строители. Поэтому мы и поставили высокую планку - сдать 12 декабря. Я попросил, чтобы министр транспорта и дорожного хозяйства республики поддержал нас в этом. Там еще масса вопросов возникнет по документации, по всяким допускам, по получению разрешений. Это как раз и продлится до ранее указанных сроков. Поэтому сами строительные работы нужно закончить 12 декабря. И параллельно должны оформляться документы.
- В городе регулярно проводятся сельхозярмарки. Много ли желающих торговать своей продукцией в Набережных Челнах? Стоят ли в очереди или, наоборот, приходится их уговаривать и давать какие-то поблажки, чтобы они приехали в наш город?
- Я думаю, что в таком крупном городе, как наш, желающих торговать своей продукцией предостаточно. Это хороший рынок, где есть спрос полумиллионного населения. Сказать, что город Набережные Челны неплатежеспособный, нельзя. Мы только что говорили, что жизнь стала настолько «трудной», что автомобили ставить некуда. Закрывшихся предприятий нет, остановившихся производств нет, КАМАЗ работает, КБК работает. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности работают и наращивают объемы, в малом и среднем бизнесе работает более 53 тысяч горожан, а это больше, чем на КАМАЗе.
Можно сказать, что платежеспособный спрос в городе Набережные Челны устойчивый. Поэтому мы считаем, что эти сельхозярмарки нужны. Если бы они были бы не востребованы, то никто бы не приезжал и свою продукцию не предлагал. Понятно, что для районов это в определенной мере накладно. Но транспортные расходы им компенсирует правительство республики. Кассовый сбор за место не взимается. Так что работники сельского хозяйства здесь не обижены. Ярмарки проводятся в привычных для людей местах. Мы считаем, что это хорошая и удобная форма обеспечения населения города сельхозпродукцией. И эту форму мы будем продолжать развивать, придавать ей более цивилизованный вид. В частности, хотим обустроить место торговли на Сармановском тракте. Решили это место не только расширить и установить там навесы, но и с архитектурной точки зрения сделать его прогулочным и пешеходным. А в нужное время оно будет трансформироваться в торговые ряды. Поэтому мы будем продолжать проводить сельхозярмарки.
- Как вы относитесь к муниципальным сборам, которые готово ввести правительство России? Дать муниципалитетам право вводить сбор на право заниматься торговлей, общепитом, авторемонтом, такси и туризмом?
- Если это дополнительная нагрузка для малого бизнеса, я категорически против. Если же предпринимателей освободят от определенного вида налогов, которые они выплачивают в федеральный или республиканский бюджет… И скажут, что эти суммы они будут выплачивать в местный бюджет, вот тогда я «за».
- Горожане очень болезненно относятся к тому, что вырубаются деревья. И в том, что вы - бывший министр лесного хозяйства, у них особая надежда, что такого больше не будет. Какая работа будет вестись в этом направлении?
- Как говорится, человек должен вырастить сына, построить дом и посадить дерево. Я думаю, что президент республики принял абсолютно правильное решение, что 2015 год объявлен годом скверов и парков. С учетом моего производственного опыта в лесном хозяйстве я по-особому отношусь к озеленению города. Есть определенные связи и подходы, поэтому весной и осенью мы эту работу будем разворачивать. Посадочного материала достаточно в питомниках минлесхоза. Я думаю, что и все жители города к этому будут обязательно привлечены.
Если мы на каждого челнинца посадим по два дерева, то это будет уже более миллиона. Мы определим форму участия жителей, чтобы люди не только красиво говорили о деревьях, но и приняли бы самое активное участие в озеленении. Тем более что такие пространства есть, которые можно озеленить, и сделать город более красивым, более чистым.
- Вы уже подобрали жилье в Челнах?
- Подбираю. А пока живу в гостинице.
- Как проводите свободное время? Хобби?
- Свободного времени практически нет пока. И, думаю, его не будет еще в течение года. Для того чтобы погрузиться в проблемы, все это дело (показывает на кипы документов на столе) надо перелопатить. Так что основное хобби – это работа. Но я к такому режиму привык. Понятно, что это серьезные издержки в семейном плане и в плане здоровья, но чем-то приходится человеку жертвовать в этой жизни.
- Представьте, пожалуйста, горожанам «первую леди» Челнов. Где вы познакомились, сколько лет в браке? Чем она занимается и увлекается?
- В браке… слово-то какое. Лучше сказать, что в мире и согласии мы с женой живем уже 30 лет. Познакомились с ней в августе 1984 года. Она окончила Казанский медицинский институт по специальности провизор. Работала в аптеке. Но большую часть своей жизни посвятила ухаживанию за детьми и их воспитанию. А их, я считаю, у нее трое – дочь, сын и муж. Уже есть внук и внучка. Супругу зовут Розалия. Она человек непубличный, нет такой необходимости. Мы считаем, что жена руководителя города должна быть в тени.
- Откуда вы черпаете городские новости?
- Читаю городские газеты в электронном виде, просматриваю сайт города, все они у меня на айпаде. Поэтому я в курсе городских событий, даже если нахожусь в другом городе.
Беседовал Сергей РОДАЧЕВ