Зотов - Ачамову и другим
«….оттого, что дети будут испытывать дополнительную физическую «повинность», здоровья у них не прибавится, считает заведующий травматологическим отделением Закамской детской больницы Наиль Ачамов". Так начинается публикация в газете «Вечерние Челны» от 21.09.2011 года где обсуждается одно из нововведений в школах – третий урок физической культуры. Таково мнение детского травматолога, который может быть и не часто, но встречается с педагогами, родителями детей, которые посещают уроки физической культуры в школе и дошкольных учебных заведениях. И таковы его рекомендации.
Что ж, давайте вдумаемся в суть проблемы.
За последние 100 лет мы /население и прежде всего дети/ стали в 100 раз меньше двигаться, а болезней стало в 100 раз больше. Это данные Всемирной организации здравоохранения. И главное в решении проблем сохранения здоровья детей, в организованных коллективах – это организация двигательной активности. Причем высоко двигательной. С высокой моторной плотностью. Только это может сохранить здоровье здоровым и не очень здоровым детям. Этому посвятил огромное количество научных работ главный педиатр Санкт-Петербурга И.В.Воронцов. Это есть один из главных элементов ЗОЖ (здорового образа жизни), о котором говорит весь мир. Опыт же нашего города Набережные Челны (когда еще 7 лет назад в 20 школах города с помощью студентов института физической культуры и пединститута было организовано 5 уроков физкультуры для учеников начальных классов) облетел всю страну. Результат превзошел все ожидания. Заболеваемость детей /в том числе и травматизм/ снизилась в 2.5-3 раза. И успеваемость (!) стала лучше. Есть старая монография профессора Черток «Заболеваемость детей в СССР и ГДР», где еще в 80-е годы она доказывает, что уроков физической культуры в школе и ДОУ должно быть не 2 или 3, а 5. И это и есть решение проблем сохранения здоровья.
Говорить, что до сих пор детей заставляют прыгать через «коня» или «козла», значит вспоминать давно забытое прошлое. Оно, кстати, может быть и не очень плохое. Если хороший физрук и правильная страховка, то прыгать через «коня» или «козла» очень полезно для здоровья.
Ошибочно задаваться вопросом нужны или не нужны три (а тем более пять) уроков фикультуры. Они нужны и это догма! Совсем другое, как это сделать, когда в школе нет достаточного числа грамотных специалистов, не хватает спортивных залов и т.д. Но и эта проблема может быть решена. Тем более, что условия для занятий физкультурой в школах нашего города на порядок выше чем в других регионах РФ.
На последней «августовской встрече», прошедшей традиционно перед началом учебного года, в президиум конференции поступили предложения от педагогов школ города с предолжением просить врачей-педиатров уменьшить число справок, освобождающих детей от физкультуры!!! Таких справок, по их мнению, стало намного больше! Это абсолютно неправильно. Кто разрешил врачам освобождать детей от физкультуры? Показание есть только одно – острое заболевание! Для всех остальных заболеваний – подострых, хронических и т.д. есть подготовительные, специальные группы или ЛФК. Не хватает их, действительно не хватает. Но это не повод для освобождений от физических упражнений, которые только сохраняют и укрепляют здоровье.
Почему появляются мнения, что три урока физкультуры это много, почему учителя вынуждены просить докторов не увлекаться освобождениями от физкультуры? Среди всех категорий работающих медицинские работники имеют один из самых высоких показателей заболеваемости. Медицинские работники /по данным Ивановского НИИ педиатрии и Конгресса Педиатров 2011г./ меньше всех занимаются физической культурой и спортом и заботятся о своем здоровье.
50% всего нашего населения вообще никогда и ни чем не занимались. Ни спортом, ни физкультурой. И если мы руками медиков (которые сами ничем не занимаются) освободим от «физических нагрузок еще и вторую половину населения, то будет ли это правильно? Наверное, нет. Наверное, надо думать о том, как развивать оздоравливающую физкультуру и спорт. И давайте, уважаемые врачи, думать когда даем советы людям. Это очень трудная проблема ЗДОРОВЬЕ! Будьте здоровы!
Александр ЗОТОВ, педиатр, кандидат в мастера спорта по лыжным гонкам, заместитель главного врача семейной клиники «ТАНАР»
Комментарии