ВелоПДД и правило трех Д
Набережные Челны в последнее время позиционируют, как город велосипедистов - и велодорожки строят, и мэр периодически катается на велосипеде, и традиционным стало проведение Камского веломарафона, в котором, например, в прошлом году, по официальным данным, приняли участие около 11 тысяч велосипедистов. И вся эта армада готова выехать на улицы города.
Велосипед - полноценное транспортное средство, велосипедист - его водитель, а значит и участник дорожного движения, который обязан знать Правила дорожного движения, соблюдать требования дорожных знаков, светофоров. Должен быть понятными и предсказуемыми для остальных водителей.
Для начала надо внимательно почитать ПДД. Велосипед является транспортным средством, но не является «механическим транспортным средством». Поэтому, если в ПДД написано «транспортное средство», то это относится и к велосипедам, а если написано «механическое транспортное средство», то это велосипедов не касается. Помимо всех прочих дорожных знаков специально для велосипедистов разработаны два: предписывающий 4.4 «Велосипедная дорожка». Этот и только этот знак указывает на велосипедную дорожку; идущая вдоль дороги полоса асфальта, не отмеченная данным знаком, должна считаться либо обочиной, движение по которой велосипедистам разрешено, либо тротуаром, движение по которому велосипедистам запрещено;
запрещающий 3.9 «Движение на велосипедах запрещено». А также велосипедисту необходимо знать, что информационно-указательные и знаки 5.1 «Автомагистраль», 5.3 «Дорога для автомобилей» и предписывающий знак 4.5 «Пешеходная дорожка» запрещают движение велосипедов. Лицам, не достигшим 14 лет, выезд на дороги общего пользования вообще запрещен.
В Правилах дорожного движения однозначно сказано, что велосипеды должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд и как можно правее. Допускается движение по обочинам, если это не создает помех пешеходам. В ранних изданиях Правил было указание ехать на расстоянии не более 1 метра от обочины. В новых это ограничение убрано, и делается упор на здравый смысл велосипедиста. Это значит, что вы сами выбираете на каком расстоянии от обочины ехать. В зависимости от состояния дороги, наличия на ней препятствий в виде колодцев, осколков стекла и т.п. Кстати, порой по правой полосе проехать просто невозможно, так как она бывает заставлена припаркованными машинами. “Обгоняя" их, следует помнить, что внезапно может открыться дверь, или машина может начать движение. А также нужно быть готовым к тому, что с прилегающей территории может появиться автомобиль, водитель которого из-за припаркованных машин не видит вас, а вы его.
При совершении какого-либо маневра велосипедист, как и любой водитель, обязан убедиться, в его безопасности не только для себя, но и для других участников движения. Поэтому начинающим не лишним будет где-нибудь во дворе поучиться вертеть головой на ходу и при этом не свалиться с велосипеда. И следует приучить себя обозначать свои маневры руками: поворот или перестроение направо - вытянутая правая рука, либо вытянутая и согнутая в локте левая (однако не рекомендуется пользоваться альтернативными способами - там, где согнутая рука - водители могут и не понять); то же самое налево - вытянутая левая рука, либо вытянутая и согнутая в локте правая; остановка - поднятая вверх рука (любая).
На перекрёстках действуют обычные правила приоритета. Так, автомобиль, двигающийся по второстепенной дороге, должен уступить велосипеду, двигающемуся по главной. На нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог преимущество имеет безрельсовое транспортное средство, у которого нет помехи справа, то есть на таком перекрестке приближающийся слева автомобиль должен уступить дорогу велосипедисту. Но на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрёстка, водители велосипедов должны уступить дорогу всем транспортным средствам, движущимся по этой дороге. На регулируемых перекрёстках велосипедисты должны подчиняться сигналам специальных велосипедных светофоров, а при их отсутствии — сигналам обычных транспортных светофоров (не пешеходных). Автомобиль, поворачивающий направо, должен пропустить велосипедиста, двигающегося рядом с ним по той же дороге прямо. Если в сложной обстановке вы не уверены в своих действиях, лучше сойти и пересечь перекресток по пешеходному переходу. При этом следует помнить, что велосипедистам не разрешается пересекать дорогу по пешеходному переходу, равно как и разворачиваться на пешеходном переходе. В этом случае нужно слезть с велосипеда и перейти дорогу как пешеход.
"В этом году купил велосипед и когда первый раз поехал по городу, несмотря на свой большой водительский стаж, двигаться строго по правилам наравне с машинами не рискнул, - делится своими впечатлениями знакомый автомобилист. - Постоянно приходится предполагать, что тебя могут не заметить и просто проигнорируют, потому что я знаю, сколько дебилов гоняет по нашим дорогам. Например, машинально жмешь на тормоза, если видишь приближающуюся со второстепенной дороги машину или если видишь, что перед тобой во встречном потоке мигает у кого-нибудь левый поворотник".
Как показывает практика, иногда водители не видят велосипедиста, потому что их внимание сконцентрировано на приближающийся вдали большой транспорт. И поэтому замечают велосипедиста в самый последний момент у себя под носом, уже начав движение. Особенно это часто случается в темное время суток, когда ничем не подсвеченный велосипед темным силуэтом на большой скорости несется им наперерез. Поэтому крайне важно, чтобы велосипед наряду с исправными тормозами, рулем и звуковым сигналом имел спереди световозвращатель или фару для движения в тёмное время суток, а сзади — световозвращатель или фонарь красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращатели оранжевого или красного цвета. Словом, нужно сделать все, чтобы быть заметным на дороге. И для велосипедиста, как ни для какого другого участника дорожного движения, актуально правило трех "Д": дай дорогу дураку. Просто подумайте, кому будет хуже от столкновения - велосипедисту или автомобилисту?
О.БЕРЕГ
Водителям велосипеда запрещается:
ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой (ПДД 24.3);
перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками (ПДД 24.3);
перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению (ПДД 24.3);
двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки (ПДД 24.3);
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (ПДД 24.3);
двигаться по автомагистралям (ПДД 16.1);
двигаться по дороге в тёмное время суток (и/или в условиях недостаточной видимости) без
включенного переднего белого фонаря («Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации...», п. 6);
буксировка велосипедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом (ПДД 24.3).