Уникальный музей
Музей истории и боевой славы автомобильных войск был создан в Челнах по инициативе ДОСААФ "КАМАЗа" и открылся 26 июля 1986 года. Размещался он тогда на 1 этаже дома 1/04 Нового города. В экспозиции по крупицам были собраны фотографии, экспонаты об истории развития автомобиля в России и автомобильных войск... Стенды рассказывали о славной истории отечественного автомобилестроения, начиная с "Руссо-Балта", и о подвигах военных водителей на фронтах Гражданской и Великой отечественной войн, на Халкин-Голе и в Афганистане. Отдельный стенд посвящен первому автомобилисту Татарии - Филиппу Рудольфу, который был репрессирован... Нет, не гаишниками, а сталинским режимом. Его самого можно считать первым татарстанским госавтоинспектором, поскольку при его активном участии разрабатывались правила дорожного движения и появились первые светофоры в Казани. Но, конечно, центральными экспонатами стали легендарная "полуторка" ГАЗ-АА, командирский "бобик" ГАЗ-67Б, станковый пулемет "Максим"...
Долгое время этот уникальный музей позиционировался, как единственный в стране. Но в 1994 году, например, в Рязани появился Музей военной автомобильной техники при Военном автомобильном институте. В нем не только собрали около 150 единиц техники, но также хранятся экспонаты, свидетельствующие о героической истории военных автомобилистов. Вся экспозиция развернулась в трех залах и на открытых площадках общей площадью более 4-х тысяч (!) квадратных метров.
А в Челнах, наоборот, музей тем временем ущемляли до тех пор, пока в нем не остался один директор. И, наконец, в 2008 году его вообще выкинули на улицу - "КАМАЗжилбыт" попросил освободить помещение. Экспонаты упаковали, "полуторку" разобрали... Но, слава богу, скитания по складам были недолгими. Музей приютила автошкола РОСТО (ДОСААФ), в здании которой на улице Низаметдинова выделили зал чуть более 100 квадратных метров. Но если в это сравнительно небольшое помещение удалось через окно запихнуть ГАЗ-67Б, то для "полуторки" места нет. Пока она находится в боксе автошколы. Правда, ее планируют установить на постамент возле входа в музей. Но прежде нужно провести консервацию и сделать антивандальную защиту. Открылась восстановленная экспозиция в несколько усеченном виде 20 февраля 2010 года - это второй день рождения музея, который летом следующего года должен отметить свое 25-летие.
- Здесь абсолютное соответствие уставных целей и задач автомобильной школы РОСТО (ДОСААФ), главным направлением которой является подготовка военных водителей для армии и Музея истории и боевой славы автомобильных войск, - говорит директор автошколы Салих Валеев. – Ребята, которые поступают на обучение, сразу же проходят в этом музее "курс молодого бойца". Проводим мы экскурсии и для школ города. К сожалению, мы не можем себе позволить содержать отдельного музейного работника. Но есть руководитель на общественных началах – Мансур Сафин, который, кстати, стоял у истоков создания этого музея.
Сергей РОДАЧЕВ