Маленькие КАМАЗы
Многие ошибочно считают, что самый маленький автомобиль, который выпускался на КАМАЗе, это "Ока". Нет, были еще меньше - в начале 90-х годов, до пожара на заводе двигателей, было произведено около 4 тысяч картов под маркировкой "КАМАЗ-5101". Некоторые из них до сих пор бегают на картодромах.
- В то время по линии ДОСААФ очень много детей привлекалось в секции для занятий картингом, - говорит разработчик камазовского карта, а ныне тренер-преподаватель ДЮСТШ "Челны-экстрим" Николай Бондарев. - Во-первых, это была реальная военно-патриотическая подготовка молодежи к армии. Во-вторых, КАМАЗу нужны были технически грамотные молодые кадры. А техники для всех, естественно, не хватало. Производителей картов в стране было всего два - в Питере делали взрослые карты, в Одессе - детские. Я работал в НТЦ и возглавлял там секцию картинга. И тогда мы мелкосерийно уже делали для себя технику. А в то время главным конструктором КАМАЗа был Владимир Наумович Барун. Он и предложил разработать опытный образец и поставить на производство. Я съездил в ЦК ДОСААФ, подписал необходимые документы, выбил заказ. Тогда начиналась эпопея товаров народного потребления, и мы попали в эту струю. Создали при отделе товаров народного побребления бюро карта. Я набрал группу молодых конструкторов, разработали комплект конструкторской докуметации и занялись именно промышленным производством. Но одно дело, когда мы опытные гоночные образцы строили у себя в НТЦ, а другое дело массовое производство. Я поехал по всем точкам, где производились карты. Учился производству в Питере, Эстонии и других местах. Нужно сказать, что тогда на ЗРД были передовые руководители - гендиректор Иван Михайлович Костин и главный инженер Виктор Николаевич Беляев. Они поддержали нас. Я посчитал, что картинг надо развивать, начиная с самых маленьких детей, и разработал модель, которая называлась "Пионер" - "КАМАЗ-5101". Ее и запустили в производство на ЗРД. Делали 100 картов в месяц. А всего их выпущено около 4 тысяч. Я даже на выставки автомобильные ездил - в Пловдив и в другие места. Везде эта техника привлекала внимание, ею интересовались в соцстранах. У меня уже были наработки моделей следующего класса "Юниор" и взрослых машин. За картами приезжали, у нас не было такого, чтобы они застаивались на складах. Мы заказы получали на месяц вперед. Но все прекратилось после пожара на заводе двигателей. Конечно же, я страшно мечтаю заняться снова производством картов. И уже выходил с предложением к "КАМАЗ-мастер", но там пока пассивно к этому отнеслись.
Конечно же, камазовский карт разрабатывался под имеющиеся в стране комплектующие колеса и моторы. Так долгое время на него ставился мотор производства г.Шауляй, колеса с воронежской резиной... Пробовали и другие моторы. До сих пор на челнинском картодороме бегает камазовский карт с двигателем от мотопилы "Урал". Но отечественные "старички" давно уже уступили место импортной технике - в основном итальянской с японскими двигателями. Другие времена, другие скорости, другие требования...
Сергей РОДАЧЕВ