Made in
Победы нашей знаменитой команды "КАМАЗ-мастер" на международных ралли-рейдах обусловлены, в первую очередь, мастерством камазовских гонщиков и техников. И, конечно же, созданным ими спортивным автомобилем "КАМАЗ", который без преувеличения можно назвать гордостью российского автопрома. По поводу мастерства наших спортсменов ни одного дурного слова слышать не доводилось. А вот в адрес автомобиля не очень лояльно относящиеся к КАМАЗу люди периодически мечут "стрелы": мол, в нем ничего, кроме кабины, камазовского нет! Мы решили поинтересоваться, как же к этим выпадам относятся сами гонщики?
- Нигде в мире сейчас уже не централизуют на одном заводе производство всего автомобиля, все работают в кооперации, - говорит пилот команды "КАМАЗ-мастер" Ильгизар Мардеев, работающий начальником производства предприятия "КАМАЗавтоспорт", которое занимается непосредственно процессом создания спортивных автомобилей. - У одних фирм лучше получается одна деталь, у других - другая. А все собирать в одном месте нет никакого смысла. Это нерентабельно, в ущерб качеству и вообще всему производству. И КАМАЗ сейчас идет именно по этому пути. У нас имеются совместные предприятия с США - "КАМАЗ-Камминз", где выпускаются двигатели; с Германией - "КАМАЗ-ZF-Кама", где выпускаются именно те коробки передач и раздаточные коробки, которые ставятся и на наш спортивный "КАМАЗ". Томоза и антиблокировочная система "Wabco" (Бельгия), их используют на серийном "КАМАЗе". Почему мы их не можем использовать, почему нам кто-то ставит это в упрек? Компания "Tirsan Kardan" (Турция) поставляет свою продукцию на наш конвейер. На шинах "Michelin" (Франция) или "Pirelli" (Италия) ездят все участники "Дакара". Ни один другой завод в мире не выпускает подобные шины, которые гарантируют работу грузовового автомобиля при скорости 150 км/час. Сцепление SACHS (Германия), потому что на такую мощность пока нет российского сцепления. Амортизаторы "Reiger" (Голландия). Мы ездили на советских амортизаторах от БМД, можно было с самолета десантировать машину, ей бы ничего не было. Но голладские амортизаторы позволяют ехать быстрей. и сейчас амортизаторы "Reiger" стоят на половине дакаровских грузовиков, потому что эта фирма специализируется именно на спортивных амортизаторах.
- Словом, утверждение, что в вашем спортивном грузовике нет ничего камазовского, мягко говоря, некорректно?
- Да. Вот взять раму. Да, она сделана из финского металла. Ну и что? Мы же сделали ее у себя. Покажите мне такой автозавод, который у себя выплавил металл, сделал прокат, потом его отштамповал и на этой основе собрал автомобиль. Нет таких. Так и мы получаем металл, гнем лонжерон, свариваем, отвозим на ПРЗ, там его ровняют. Привозим обратно, варим раму. Мы используем мосты "Sisu" (Финляндия). Но оттуда получаем только балку. При тех нагрузках, которые испытывает спортивный "КАМАЗ", наши балки гнутся, к сожалению. Все остальные комплектующие, которые выдерживают большие нагрузки, мы делаем сами: поворотные кулаки, ступицы... Да, они заимствованы у финнов, но делаем мы их сами. У нас они более точные и надежные. Потому что мы ставили серийный мост "Sisu", прыгнули, он загнулся: кулаки и все остальное разъехалось. Но сама конструкция хорошая, и не использовать ее - грех. Дойдет КАМАЗ до такой конструкции, мы будем использовать ее. Если что-то в мире делается это лучше, то почему бы у них не позаимствовать и с ними не сотрудничать? В Чехии есть специальные фирмы, которые готовят грузовые двигатели к "Дакару". То есть берут серийный двигатель, доводят его и ставят на спортивные машины. Они и нам предлагали свои услуги: дайте нам ваш мотор, мы его вам подготовим. Но в данном случае мы на это не пошли, потому что мы у себя такую базу создаем. У нас в "КАМАЗавтоспорте" есть прекрасный стенд испытания двигателей. Такого еще пока в стране нет. Мы его планируем в ближайшее время запустить. И получая серийный мотор ЯМЗ из Тутаева, будем его доводить у себя. Уже сейчас некоторые позиции мы у себя дорабатываем, а не просто берем и ставим тутаевский двигатель. Диски колес целиком российские. Их льют в Красноярске, а изготавливают на КАМАЗе. Нам эти диски заказывают другие команды. В частности сейчас уже "Татра" на них ездит.
- То есть точно также собираются спортивные машины и ваших конкурентов?
- Конечно. Ни один дакаровский автомобиль из первой двадцатки не является серийным. Они все специально подготовлены и собраны из деталей и узлов разных фирм и даже стран. Да, они несут эмблему того завода, который им по дешевке дает автомобиль, который они потом дорабатывают и делают из него вот такой спортивный болид. Это практика всех заводов, а не только наша. Мало того, мы до недавнего времени были единственными из заводов, представленных на "Дакаре", которые выступали на омологированных автомобилях. То есть наш спортивный "КАМАЗ" подтвержден серией автомобилей, выпущенных на нашем заводе. Ни на одном заводе, представляющем свою марку автомобиля на "Дакаре", нет такого. А у нас любой желающий может заказать на КАМАЗе спортивный грузовик и купить его. Это говорит о том, что эта машина сделана на КАМАЗе, нашими конструкторами придумана. И тот человек, который говорит, что на спортивном "КАМАЗе" нет ничего камазовского, а все иностранное, просто не знает сути этого дела.
Записал Сергей РОДАЧЕВ