Кому нужны аварийные комиссары?
Вопрос этот снова становится актуальным. С 1 июля водители в случае ДТП, если в нем нет пострадавших, обязаны убирать автомобили с проезжей части, чтобы не создавать помехи транспорту. Перед этим надо сфотографировать или снять на видео место происшествия, автомобили и все детали, имеющие отношение к ДТП. Если этого не сделать, то может быть наложен штраф в 1 тысячу рублей.
В ГИБДД Челнов редакции "Челны ЛТД" объяснили - если после пустякового ДТП не уберут с дороги автомобили и из-за этого возникнет затор, то обязательно воспользуются правом наказания нерадивых водителей. Учитывая, что в городе в сутки случается 50-60 мелких ДТП, а на линии работают всего 6-7 экипажей ДПС, то ждать, когда они прибудут на место происшествия, иногда приходится часами. И если у водителей нет спора, кто виноват, то лучше самим зарисовать схему ДТП и для оформления самим подъехать в ГИБДД. Здесь и могут помочь аварийные комиссары.
- Конечно, при ДТП в первую очередь нужно обращаться к сотрудникам ГИБДД, - говорят юристы. – И, в принципе, страховые компании могут принять решение о страховых выплатах и на основании материалов ГИБДД, не выезжая на место ДТП. Но мы все-таки рекомендуем, если есть возможность, вызывать на место ДТП и аварийных комиссаров. Они помогут правильно оформить документы, проинструктируют автомобилиста о дальнейших действиях, то есть сведут к минимуму проблемы, которые возникают у попавшего в аварию клиента страховой компании. Так значительно сокращается путь от момента ДТП до выплаты страхового возмещения.
Глава МВД Татарстана Артём Хохорин предложил обязать аварийных комиссаров выезжать к клиенту. А пока, по словам министра, страховщики «футболят» своих клиентов за справками в ГИБДД. И даже по вопросам, не относящимся к дорожному движению. Например, если автомобиль повредила упавшая ветка.
- У нас есть служба аварийных комиссаров, но она стала неактуальной в виду того, что их вызов на место происшествия не является обязательным для участников ДТП, - объяснил ситуацию редакции один из страховщиков. - Я думаю, что у многих страховщиков эти службы отсутствуют. Если нас законом обяжут выезжать - тогда другое дело...
Когда автострахование только появилось в Российской Федерации, это было актуально, потому как большинство автовладельцев, сталкиваясь с ДТП, еще не знали, как воспользоваться страховой защитой. А сейчас народ юридически более грамотный и знает, как урегулируются подобные события. И в помощи аварийных комиссаров не нуждается, а потому эта служба стала неинтересна и многим страховщикам. А если прорабатывать этот вопрос, то нужно учитывать то, что есть интересы двух страховщиков, представителей сторон участников ДТП.
- Это касается ОСАГО. А по КАСКО, например, как уже было сказано, упала ветка на автомобиль и повредила его?
- Говоря о урегулировании события силами страховщиков, нужно не забывать, что подобных полномочий им никто не давал. Мы не являемся участниками административного процесса, мы не можем в рамках дорожно-транспортного происшествия или другого страхового случая выдавать какие-то бланки, на основании которых в последующем потерпевшее лицо сможет обратиться в соответствующие органы.
- В любом случае нужна справка ГИБДД?
- Да. Так что на законодательном уровне нужно прорабатывать данный вопрос. Начиная от формы документов, заканчивая полномочиями и в целом взаимодействием.
Многие из страховщиков, которых мы обзвонили, действительно, не имеют аварийных комиссаров. А те страховые компании в городе Набережные Челны, у которых такая служба есть, ставят штампики с номером ее телефона на страховой полис.
- У нас в службе 5 человек работают, по очереди дежурим, - сказал нам аварийный комиссар. - В неделю я 2 дня "комиссарю". И каждый раз есть вызовы, без работы не сидим.