Казахи и украинцы
Экспорт «КАМАЗа» в III квартале снизился по отношению ко II кварталу на 21% до 1476 машин и машинокомплектов, пишут "Ведомости", опираясь на отчеты компании. Экспорт в Казахстан, основной зарубежный рынок «КАМАЗа», в III квартале по сравнению со II кварталом сократился на 37% до 813 шт. В Казахстане хоть и сохраняется стабильная экономическая ситуация (высокие цены на нефть плюс госфинансирование крупных строительных проектов), но из-за ослабления национальной валюты (тенге) российская продукция дорожает, отмечается в отчете. В ближайшей перспективе цена челнинских грузовиков еще больше возрастет — из-за перехода Казахстана на «Евро-4» (в стране хотят его ввести во втором полугодии 2013 г.). Поставкам из Набережных Челнов в Казахстан также мешает серый экспорт грузовиков из России, отмечается в отчете. В связи с этим компания намерена ужесточить контроль за российскими дилерами, которые должны продавать продукцию только в России. Еще одна проблема — рост конкуренции с китайскими производителями.
Поставки на Украину (2-е место) снизились на 13% до 199 шт. На Украине уменьшился спрос из-за снижения доходности сельхозпредприятий вследствие низкого урожая, завершения Евро-2012 и, соответственно, снижения объемов строительства. Кроме того, в стране готовится закон об утилизационном сборе, из-за чего камазовская продукция может подорожать на несколько сотен тысяч рублей. Сбор направлен только на российскую технику и не снизит импорт подержанных европейских грузовиков — основных конкурентов «КАМАЗа» на украинском рынке.
По итогам девяти месяцев 2012 г. «КАМАЗ» еще сохраняет положительную динамику экспорта (рост на 19% до 5037 шт. при общем объеме продаж 34802 шт.), но по итогам года может быть снижение. В будущем «КАМАЗ» рассчитывает на рост экспорта: в 2015 г. — до 20% от объема продаж, который составит 70000 машин и машинокомплектов, в 2020 г. — 30% (при объеме 100000 шт.), говорится в стратегии развития на сайте компании.