Беспилотный "КАМАЗ": как создается его оборудование
Уже около десятка мировых компаний заявляют о разработках беспилотных автомобилей. При этом чаще всего используется терминология ADAS (advanced driver assistant system) или систем помощи водителю, хотя во многих случаях искусственный интеллект позволяет выходить далеко за пределы этих функций.
Проект «КАМАЗа» создается в содружестве с московской компанией Cognitive Technologies - прототип беспилотного автомобиля. Сейчас ведутся его пилотные испытания. К 2020 году планируется начать выпуск опытно-промышленных партий магистральных тягачей и автобусов с системой ADAS. К 2025 году они должны быть в массовом производстве. В Татарстане на базе ОЭЗ «Иннополис» компанией Cognitive Technologies совместно с производителем агротехники «Ростсельмаш» и агрохолдингом «Союз-Агро» реализуется проект по созданию «умного» агрохолдинга «Агрополис». Его целью является создание беспилотных тракторов и комбайнов, первые промышленные образцы которых будут разработаны до 2018 года.
Возникает вопрос: насколько оригинальны российские разработки, и не отстаем ли мы от западных конкурентов в создании искусственного интеллекта для беспилотных машин? На этот вопрос редакции "Челны ЛТД" ответили в Cognitive Technologies. Недавно эта компания объявила о выходе на массовый рынок с разработанной ей системой автономного вождения C-Pilot, которая может быть установлена как на легковых, так и на других типах автомобилей.
"Платформа базируется на интеллектуальном программном обеспечении и включает в себя комплекс сенсоров: оптические камеры, СВЧ-радар, леддары и другие датчики, обеспечивающие детекцию объектов дорожной сцены в различных диапазонах спектра. Система оснащена высокоточным сенсором позиционирования на базе ГЛОНАСС/GPS и электронным гироскопом. Обработка информации при этом обеспечивается с помощью компактного бортового вычислителя. В составе C-Pilot планируется максимально использовать отечественные комплектующие".
Испытания проводятся на опытном образце легкового автомобиля Nissan X-Trail (на фото).
По словам президента компании Ольги Усковой, общие инвестиции в проект на ближайшие три года составят порядка 750 млн. рублей, из которых на сегодня вложено около 360 млн. собственных средств. 45 миллионов вложило государство.
Разработчики выделяют три этапа. На первом (до 2017 года) компания завершит создание функционала, позволяющего предупреждать водителя о ситуациях на дороге, которые требуют повышенного внимания: предупреждения схода с полосы, распознавания знаков, предупреждения о возможном столкновении, мониторинга слепых зон, предупреждения о наезде на пешехода и т.д.
Далее (2018 год) будет реализована система активной помощи водителю (автоматическое подруливание, притормаживание, поддержание безопасного расстояния до впереди идущего автомобиля и т.д. в рамках полосы) при непосредственном контроле дорожной ситуации со стороны водителя.
На третьем этапе (2019-2022 годы) разработчики планируют доработать обеспечение возможности автономного движения в определенных режимах (например, в пробках, на автомагистралях). Завершающей стадией развития проекта станет обеспечение возможности полностью автономного движения.
- Своим основным конкурентом мы видим израильскую компанию Mobileye, - говорит Ольга Ускова. - После аварии с Tesla ведущие автопроизводители, ранее сотрудничавшие с Mobileye, рассматривают альтернативные предложения о комплектации своих автомобилей интеллектуальной системой помощи водителю. Мы планируем занять порядка 3-5% рынка систем автономного вождения к 2022 году.
#новостичелнылтд