Бензин + ...
"Всегда заправляюсь только в проверенных местах, - рассказывает один водитель. - Но однажды на трассе пришлось заправиться на первой попавшейся АЗС. Так я до города доехал только на одном цилиндре, три сгорели. В мастерской посмотрели - на форсунках и на бензонасосе "кисель" какой-то висит. Бензин от жары в кисель превратился".
"Сегодня вот машинку ремонтировал, - рассказывает знакомый автомеханик. - Тоже водитель где-то заправился, в результате забились форсунки, расплавился катализатор. Форсунки промыли, топливную систему промыли, очистили камеры сгорания, катализатор заменили. Вся работа с запчастями обошлась клиенту в 30 тысяч рублей. Вот вам цена некачественного топлива. И чем дороже автомобиль, тем дороже обходится ремонт".
- Современный двигатель - очень сложная конструкция, поэтому он особо чувствителен к качеству топливу, - говорит по этому поводу владелец СТО "Инжектор-сервис" Алексей Бормотов. - Влияют два фактора: смолы в бензине и присадки.
Дело в том, что наш бензин слишком насыщен смолами, которые под температурой двигателя превращаются в твердую пленку. Сопла форсунок буквально покрываются температурным лаком, который возможно смыть только на ультразвуковом стенде. В результате двигатель троит, машина бензин жрет, а не едет.
Вообще, производители рекомендуют через каждые 30 тысяч километров пробега промывку топливной системы. Неважно, какой бензин. Бывает, на смоле штоки клапанов застревают в направляющих - клапан зависает, его догоняет поршень и загибает.
Другая беда - когда у низкокачественного бензина поднимают октановое число за счет присадок. У нас шутят: чем отличается 92-й от 95-го бензина? Это тот же 80-й, только в нем на одно ведро присадок больше. Соответственно, чем ниже октановое число топлива, тем более оно склонно к детонации. Из-за неправильного сгорания топлива происходят локальные перегревы: перегреваются кромки клапанов, залегают кольца, прогорают перемычки между кольцами, прогорают прокладки...
Чтобы избежать таких неприятностей, бывалые автолюбители советут никогда не заливать на незнакомой АЗС полный бак. Плесни ровно столько, сколько нужно, чтобы доехать до проверенной заправки. Если попадется "бодяжный" бензин (а опытный водитель сразу определит это по характеру работы мотора), вовремя можно будет разбавить суррогат качественным продуктом.
Лучше ориентироваться на сетевые заправки – там меньше шансов нарваться на некачественное топливо. Но, как показывает практика, в наше время слепо нельзя доверять даже самым раскрученным брендам. Еще один рассказавший "Челны ЛТД" свою историю челнинец всегда заправлял свою "пятнашку" на одних и тех же колонках одной крупной сети АЗС. И на протяжении двух лет проблем не знал. Но вот совсем недавно движок затроил. В мастерской однозначно сказали, что прогорели клапаны двух цилиндров из-за некачественного топлива.
По словам спецов, это нетрудно определить. Чтобы поднять октановое число, в низкокачественный бензин в качестве присадки добавляют фероцид, который при сгорании оставляет красно-коричневый нагар на деталях. Ремонт в данном случае обошелся в 6 тысяч рублей.
Откровенные суррогаты, способные мгновенно вывести двигатель из строя, встречаются редко. Гораздо чаще автомобилисты имеют дело с «разбодяженным» топливом, которое вызывает постепенное появление отложений. Поэтому идеальный вариант – постоянно заправляться на одной проверенной заправке, сохраняя чеки.
Если есть подозрения, что поломка двигателя произошла из-за некачественного топлива, необходимо взять две пробы бензина из бака: одну – для экспертов, одну – для автомобилиста. Сначала попытайтесь урегулировать проблему мирным путем – пишите досудебную претензию владельцу заправки.
Если он ее проигнорировал, тогда обращайтесь в Роспотребнадзор – пусть государственная организация проверит качество топлива. Поскольку сегодня большинство заправок принадлежат различным нефтяным холдингам, которые все-таки заботятся о поддержании своего имиджа, нередко обоснованные требования возместить ущерб удовлетворяются на уровне досудебной претензии.
Сергей РОДАЧЕВ