Автораритеты уезжают к новым хозяевам
Можно с уверенностью сказать, что старых автомобилей в городе Набережные Челны стало на десяток меньше. Да не того автохлама, который можно найти гниющим в каждом дворе, а настоящих редкостей. Челнинский коллекционер Владимир Сухов начал распродавать свою коллекцию, в которой когда-то было более 20 ретро-автомобилей. И "уходят" они в основном за пределы нашего города.
"ГАЗ-М1" 1936 года выпуска он неожиданно приобрел в 1998 году. С тех пор началось увлечение автораритетами. Успешный бизнес позволял на них тратить средства. Да и стоили они тогда дешево. После «эмки» купил «Пежо-11» 1936 года выпуска, затем "Победу", «БМВ-340», "Опель К38", из которого прежний хозяин сделал кабриолет и нарек его "Николаем-2"...
- Через мои руки прошло более 20 эксклюзивных машин, - говорит Владимир Сухов.
На "эмке" в годы войны ездил какой-то генерал, на одной из "Побед" - Муслим Магомаев. Лимузин «ЗИМ-ГАЗ-12» из сочинского гаража был в распоряжении министра здравоохранения СССР, и якобы на нем катался когда-то сам Брежнев. Сухов хотел создать музей ретро-автомобилей, и зарегистрировал его одним из- первых в стране. В разные времена руководители города обещали помочь - и Хамадеев с Емельяновым, и Халиков. Но все осталось только на словах.
- 8 лет я не вылезал из гаража, - продолжает Владимир. - Энтузиазм был мощнейший. Приобретал машины, восстанавливал. Ездил на выставки. Здесь катал людей на свадьбах, встречал из роддома, из аэропорта.
- За счет этого и жил?
- У меня была заправка, я ее продал, мне хватило лет на 10 этих средств восстанавливать машины. Но потом чересчур увлекся. Сейчас понимаю, что машин можно было и поменьше покупать. А тем временем бизнес ретро-автомобилей стал развиваться.
Люди покупали антикварные машины по дешевке, восстанавливали их и продавали гораздо дороже. И обслуживание, и ремонт стали дорогими. Если раньше можно было купить машину за 50 тысяч рублей, вложить 100 тысяч, и она как новенькая. А сейчас покупаешь машину за 150-300 тысяч. И чтобы ее сделать, как новенькую, нужно вложить до 1 миллиона рублей.
Мастера поняли, что это доходное дело, и начали заламывать цены. Можно купить любую зачасть для машины 30-х годов. И в Москве, и в Чебоксарах, и в Казани ребята их начали их делать: от 50 долларов маленький винтик и до 12 тысяч долларов - силовой агрегат. А за такие деньги мне лет пять назад в Челнах готовы были сделать "родной" двигатель для "эмки". Сейчас, наверное, это все еще дороже.
- Словом, ты решил распродать автопарк...
- К тому времени у меня их было уже 22. Почти все они стояли в разных местах под открытым небом и тихо "засыпали". В четырех боксах в гараже уже ничего не помещалось. В них стояли только 6 машин, которые работали.
Остальные либо надо было восстанавливать, либо продавать. И до этого ко мне не раз приезжали за машинами, но я наотрез отказывался продавать. А тут продал первую - это была одна из трех "Побед". Затем ушла 21-я "Волга". Но дорогие машины я все же оставил. Сегодня у меня их осталось восемь.
- А "эмка" куда ушла?
- На нее много музеев претендовало. А потом приехал паренек из Чебоксар. Он ее гладил, обнимал. Мне до этого за нее предлагали более полутора миллионов рублей. А так случилось, что отдал я ее за смешные деньги - за 250 тысяч рублей. Больше у этого парня не было. А ведь он мне за нее чуть ли не квартиру готов был отписать. Правда, обещал со временем доплатить. Но вот уже прошло два года...
В очень хорошие руки попал "Опель" 1938 года выпуска - в ростовский музей. Там ребята машины реставрируют до последнего винтика. Также ушли 400-й и 401-й "Москвичи". А последним я совсем недавно продал кабриолет "Николай-2", с которым долго не хотел расставаться.
- Что у тебя осталось?
- Лимузин "ЗИМ ГАЗ-12", я его держу, потому что это очень редкая модель. Она не ржавая, живая. "БМВ-340", у которой кузов тоже в идеальном состоянии. "Волга ГАЗ-21". Редчайшую модель "Пежо Жювель 4" - это такой 6-метровый "пароход". "Шкода" - на мой взгляд, тоже редкая машина, хоть она и 70-х годов, но эти спецмашины выпускались специально для санитарных служб. Сейчас они пользуются спросом у рыбаков и охотников. Немецкий "Вандерер" 1936 г.в. - это кабриолет. И еще две "Победы".
- А на чем ездишь?
- На ходу "BMW340" с двигателем и ходовой от 21-й "Волги", и на ней хоть сейчас можно махнуть до Владивостока. Но я решил дать ей отдохнуть. Приобрел "Москвич-Святогор", который, кстати, тоже уже снят с производства. Он очень хорошо зарекомендовал себя - хорошие скоростные качества, выносливая машина, из любой грязи вылезает. И сейчас на нем я езжу и в лес, и на дачу, и на рыбалку...
Сергей РОДАЧЕВ