Замерз аккумулятор
Как всегда зима наступила неожиданно. Во всяком случае, продолжительные морозы в Набережных Челнах застали многих автомобилистов врасплох. Так и наш читатель, купивший автомобиль в октябре, слишком понадеялся на новую технику и не уделил достаточного внимания её подготовке к зиме. И вот недавно пришел на автостоянку и при температуре минус 25 градусов не смог завести машину. Сначала стал грешить на загустевшее моторное масло, но когда убедился в том, что стартер даже не пытается провернуть двигатель, все подозрения упали на аккумулятор, который оказался разряженным. Принес его домой, отогрел и замерил плотность электролита взятым у знакомых ареометром. Она почти во всех банках была около 1.12 г/см3. Следует отметить, что при такой низкой плотности температура его замерзания составляет около минус 20 градусов. Зимой же плотность должна быть не менее 1.27. Словом, автомобилист едва не заморозил свой аккумулятор.
В дальнейшем при общении со специалистами и штудировании интернетных ресурсов водитель, что, во-первых, аккумулятор мог быть разряженным и на новой машине. Саморазряд мог произойти, если автомобиль не эксплуатировался 4-5 месяцев. А кто его знает, сколько он перед покупкой простоял на автозаводе и в автосалоне? Но даже если перед зимой аккумуляторная батарея была в полном порядке, она могла разрядиться, не получая должной подзарядки от генератора автомобиля. Оказывается, ошибочно полагать, что заряд аккумулятора начинается сразу же после пуска двигателя и продолжается все время, пока он работает. Исследования показывают, что батарея начинает принимать заряд только после прогрева электролита до положительной температуры, что при эксплуатации в зимних условиях происходит примерно через час после начала движения. А тот способ, при котором эксплуатировалась машина, именно и стал причиной разрядки аккумулятора. Холодный запуск зимой, редкие и непродолжительные поездки на протяжении рабочего дня не давали прогреться электролиту и, следовательно, зарядиться батарее. Тем самым разряженность аккумулятора увеличивалась изо дня в день. Что и привело к печальному результату.
- Спасти аккумулятор еще можно, - посоветовали бывалые, - ставь его на на двое суток заряжаться. Ни в коем случае не пытайся повысить плотность электролита добавлением концентрированной кислоты. Плотность ты вряд ли этим поднимешь, а аккумулятор окончательно убьешь. Но учти, даже если ты его зарядишь и начнешь ездить, все равно он у тебя положенный срок не прослужит. Пластины начнут осыпаться раньше времени.
Вообще, при малом разряде и последующей зарядке аккумулятор легко восстанавливается до исходного состояния и легко прослужит положенные 4-5 лет. Восстановление возможно и при глубоком разряде батареи, но только в том случае, если его полностью не заморозили и следом сразу же последует заряд. Если же разряжать батарею длительное время, не давая ей "подпитки", то падение плотности ниже критического значения неизбежно приводит к образованию кристаллов сульфата свинца, не вступающих в реакцию ни при каких обстоятельствах. А это означает, что начался необратимый процесс сульфатации.
На рынке много всяких зарядных устройств. Если оно не автоматическое, то процесс заряда, а особенно его окончание необходимо контролировать самому, дабы не прозевать начало бурного кипения. Перезаряда не следует допускать. При длительном "кипении" происходит разложение воды на кислород и водород и понижение уровня электролита. Вот почему необходимо следить за зарядным напряжением. Оптимальной считается зарядка при токе не более 5А. Автоматическое же зарядное устройство отличается тем, что зарядка идет при постоянном напряжении, но автоматически изменяющемся в зависимости от степени заряженности батареи токе. При этом зарядное устройство перестает давать ток, если батарея полностью заряжена. Принцип, используемый в подобных устройствах, аналогичен зарядке от генератора на автомобиле.
Наш читатель воспользовался "автоматом", на котором тумблер переключается на два значения - 4А и 6А. Выбрал большее значение. После начала зарядки амперметр показал требуемые 5А. Но после двух суток зарядки плотность составила всего лишь 1.22, при требуемых зимой 1.27. Ток зарядки снизился до 2А. Все это говорило о том, что процесс зарядки еще не окончен. Для достижения приемлемой плотности пришлось продлить зарядку еще на сутки. Аккумулятор восстановился, но все равно следует подумать о его замене. Конечно же, при достаточно интенсивной эксплуатации автомобиля и при своевременном сервисном обслуживании всех этих проблем можно избежать.