Японский переполох
Прогнозы экспертов о перебоях в поставках японских автомобилей после землетрясения в Японии вызвали волнение народа. В России сразу же вырос спрос на автомобили концерна Toyota Motors. Многие желающие "управлять мечтой" спешат купить "чистую" машину. Опасаются, что из-за аварии на "Фукусиме" на рынке могут появиться авто с радиацией. На днях во Владивостоке задержали целую партию «грязных» японских авто. Роспотребнадзор успокоил - уровень радиационного фона незначительный. Но некоторые автоцентры для демонстрации безопасности своего товара уже закупили счетчики Гейгера. А как поступили челнинские дилеры?
- Во-первых, сразу же появилось сообщение от нашего дистрибьютора, который напрямую работает с Японией, что на японских автозаводах усилили контроль за радиацией на всех поставляемых марках автомобилей, - заверяют в автосалоне Mitsubishi. - Для них это вопрос престижа. Во-вторых, с нашей таможни пришло уведомление о том, что на каждом посту любой ввозимый в страну товар проходит через систему радиационного контроля. И если есть небольшое превышение радиационного фона, то машину ставят в отстойник. А затем проверяют, что именно фонит - сам товар или фура, на которой его привезли. Более того, нашей фирмой закуплены и сейчас доставляются в автосалоны индивидуальные дозиметры, которыми мы здесь по желанию клиента будем показывать, что машина "чистая". Поскольку поставки из Японии осуществляются паромом сначала в Финляндию, а потом уже к нам, то машины, которые выпущены после катастрофы, мы будем получать только в мае. Но не все потребители этому поверили. И после 11 марта у нас даже были отказы от автомобилей. Можно сказать, насколько эта ситуация нам помогла, настолько же и помешала.
Дилеры Toyota и Mazda подтвердили возросший спрос на японские автомобили. Обычно эти иномарки доставляются в Челны из Японии через Москву в течение месяца. Теоретически на подходе машины, выпущенные после аварии на АЭС. Но приборов по замеру радиационного фона здесь еще нет. Этот вопрос, по словам менеджера, "рассматривается".
Автосалон Honda сейчас торгует автомобилями, которые ушли из Японии еще в феврале. Поступления машин с радиацией здесь не боятся. Во-первых, завод Honda находится далеко от места катастрофы - на другом острове. Во-вторых, производится там только Honda Аccord. А остальные модели - в Англии и США. Затруднились что-либо сказать по поводу счетчиков Гейгера и в автосалоне Nissan. Но успокоили нас и себя тем, что большинство их автомобилей также производится не в Японии, а в Европе, Америке и Южной Корее.
Пока не заморачивались по поводу замера уровня радиации продавцы запчастей на японские автомобили. В тех магазинах, куда мы обращались, честно сказали, что дать гарантию того, что продаваемая деталь не фонит, они не могут. Мол, "если надо, люди все равно покупают". А в одной из торговых точек менеджер даже пошутил по этому поводу: "Мы пьем паленую водку и не морщимся. И радиация, наверное, не пугает".
Сергей РОДАЧЕВ