Въехали в зиму
Если летом водители могут расслабиться, так как прощаются многие огрехи в управлении автомобилем за счет высокого коэффициента сцепления с дорогой, то зима - это настоящее испытание водительского мастерства и технического состояния автомобиля.
- Сейчас, когда снегопады и оттепель чередуются с морозами, создается одно из самых сложных дорожных покрытий - так называемая «стиральная доска» - когда дорога покрывается жесткими скользкими кочками, - говорит директор Центра водительского мастерства Айрат Калимуллин. - В таких условиях очень жесткие требования должны быть как к водительскому мастерству, так и к автомобилю. Например, неисправность подвески приводит к потере курсовой устойчивости автомобиля. Если на этой «стиральной доске» автомобиль не держит дорогу, рыскает, то наверняка у вас проблема со стойками. Это не значит, что сразу нужно гнать в ремонт, просто водитель это должен понимать: снижать скорость, крепче держать руль, то есть изначально нужно быть готовым к тому, что машина может потерять курсовую устойчивость.
Особые проблемы создает рыхлый снег. На этом зыбком и скользком покрытии машина может сползать под тяжестью своей массы даже на небольшом уклоне. При трогании с места первые обороты ведущих колес должны быть сделаны без пробуксовки. Тут шипы перестают работать, потому что между колесом и покрытием снежная прослойка. Если застрял в снегу, пока колеса глубоко не закопались, сразу же нужно их поставить строго прямо. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы выехать. А даже слегка повернутые колеса работают как якорь. Кстати, это очень распространенная ошибка. Иногда обращаешь внимание, что некоторые при трогании, например, со светофора, пробуксовывают. Смотришь, колеса немного повернуты. А тут, поверьте, каждый градус поворота колес имеет значение. Поэтому, даже если вы стоите на развороте, поставьте колеса прямо, сначала троньтесь с места, а потом выворачивайте руль.
Колея сейчас неоднородная в отличие от конца зимы, когда она ровная и отшлифованная. Нужно учитывать, что колесо, как мячик, отскакивает от неровностей. И иногда даже в безобидной ситуации могут возникнуть сложности. Например, если отскок заднего колеса совпал со сбросом газа на переднеприводном автомобиле, возможен занос. На зимней дороге особое внимание нужно уделять соблюдению дистанцию и интервала, строго соблюдать скоростной режим, не делать резких торможений и поворотов во избежание заносов - это прописные истины. Тормозить необходимо только до поворота, желательно двигателем, переключаясь на пониженные передачи. Убирать избыточный газ и заходить в поворот только в натяг. И конечно, нужно учитывать особенности поведения автомобиля: на переднеприводном при избыточном газе может быть пробуксовка передних колес и снос автомобиля, у заднеприводного – пробуксовка задних колес и занос.
Вообще, многие проблемы на зимней дороге устраняются не педалью тормоза, а педалью газа. Есть такое понятие, как вариативная работа педалью газа в зависимости от ситуации и дорожных условий. Но это нарабатывается только на практике.
И последнее. Зимой нужно терпимее относиться к начинающим водителям, у которых этой самой практики еще не хватает. А то есть такие люди, которые начинают проявлять неудовольствие тем, «чайник» едет медленно и всех задерживает. Не нужно его подгонять. Если начинающего заставят ехать быстрее, чем он может, то он еще больше создаст проблем для транспортного потока. Но это уже из области психологии безопасного движения, о которой мы поговорим позже.
Записал Сергей РОДАЧЕВ