Техническая возможность:
избегать ДТП должны и водители, и пешеходы.
Трагической кульминацией извечного конфликта водителей и пешеходов, как правило, становится ДТП - наезд автомобиля на человека. И тут при определении виновного важную роль играет автотехническая экспертиза, которая решает основной вопрос: имел ли водитель техническую возможность предотвратить наезд с момента обнаружения пешехода?
- Если наезд совершается на пешеходном переходе, то вина ложится, в первую очередь, на водителя, потому что он управляет источником повышенной опасности, - чаще всего так оценивают подобные факты в ГИБДД Набережных Челнов.
Но при всей категоричности, в ГИБДД подчеркивают, что виновность участника ДТП могут установить только следствие и суд. В судебных же органах к оценке ДТП подходят более тонко.
- В ГИБДД справедливо заостряют внимание на скорости, - говорят следователи. - Но возникает вопрос: если водитель ехал с разрешенной скоростью 60 км/час, с какого момента и до какой величины он должен был ее снизить, чтобы было безопасно? Поэтому при расследовании ДТП обязательно назначается экспертиза, которая и определяет, была ли техническая возможность избежать наезда. Следует также учесть, что Правила дорожного движения написаны как для водителей, так и для пешеходов. Водитель, конечно, должен пропустить пешехода. Но и пешеход должен убедиться, что водитель его видит и пропускает, или же убедиться, что машина находится на достаточном расстоянии, чтобы перейти дорогу на других участках. Техническая возможность избежать наезда определяется с момента выхода пешехода на проезжую часть. А автомобиль как вкопанный не может остановиться - законы физики никто не отменял: существует инерция и т.д. И остановочный путь - расстояние, которое пройдет автомобиль с момента обнаружения пешехода до полной остановки - рассчитывается с учетом трех составляющих: времени реакции водителя, времени срабатывания тормозной системы и тормозного пути. При 60 км/час за одну секунду машина проезжает около 17 метров. А тормозной путь зависит от состояния дорожного покрытия: на сухом асфальте он один, на мокром - другой, на гололеде - третий. Поэтому, если броситься под машину и заявлять, что я прав, меня должны были пропустить, это тоже неправильно. Или, например, пешеход прошел уже несколько шагов, и эксперты дают нам заключение, что водитель должен был это видеть и располагал технической возможностью. В каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно.
При автотехнической эспертизе ДТП возможно:
- Определение скорости движения и полного остановочного пути по следам его торможения;
- Определение момента возникновения опасности, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП;
- Определение соответствия действий водителя техническим требованиям и правилам безопасности движения в заданной обстановке;
- Установление технических причин потери управляемости;
- Определение технического состояния транспортного средства (диагностическое исследование);
- Установление соответствия объективно-техническим данным сведений, сообщенных свидетелями (обвиняемым, потерпевшим);
- Определение механизма и причин ДТП;
- Определение условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.
И это еще не полный перечень.