Пионеры автопроката
В республике это - челнинцы. Первая фирма по прокату авто появилась 5 лет назад, опередив казанских бизнесменов. Она же на сегодняшний день - единственная в городе на этом рынке. «Спрос есть, - рассказывает ее руководитель и владелец Евгений Зубанов. - А культура потребления такой услуги, привычка к ней, только формируется. Если бы у нас не было ограничений – не моложе 23 лет и водительский стаж от 3 лет - то большинство наших клиентов были бы молодые люди, которым нужно произвести на девушку впечатление. Звонков от них больше всего».
- А кто основные клиенты?
- Те, у кого есть время и деньги, но по каким-то причинам они остались без машины. Когда на работе цейтнот, берут машину в прокат. Часто машины арендуют для дальних поездок, провести отпуск на море. Причем, у многих есть свои авто, но свою гонять за тысячи километров жалко: дороги не везде хорошие, случиться в пути может всякое. Тех, кому надо покрасоваться перед девушкой или добавить себе солидности, немного. Хотя есть отдельная категория, которой нужно провести несколько часов без риска, что кто-то из знакомых заметит их в интересной компании. Подъезжают с дамами, свои дорогие иномарки на это время оставляют на парковке агентства.
- В Москве до кризиса было около 70 прокатных компаний, но только треть предлагали машины без водителя. Из-за аварий, угонов и прочего. Часто сталкиваетесь с такими проблемами?
- Машины застрахованы по ОСАГО. Если виновником ДТП стал клиент, то в договоре прописано, что ремонт за его счет. Люди в большинстве своем ездят на арендованном авто аккуратно. Хотя был эпизод, когда автомобиль пытались угнать приезжие из Казани. Когда потом в милиции сделали распечатку их звонков и sms, выяснилось, что они уже договорились о продаже арендованной машины. Успели отметить это событие и пьяными отправились в дорогу. Когда увидели гаишников, останавливаться не стали. Их догнали. Еще несколькими клиентами интересовались из органов – проходили подозреваемыми по уголовным статьям за мошенничество. Но в общей массе криминала мало.
- Не проще, как на Западе, делать полную страховку авто? Тогда и поводов для огорчения ни у вас, ни у клиентов не будет.
- Это скажется на цене аренды, а частные клиенты предпочитают рискнуть, но сэкономить. Полное страхование мы сделали только для иностранных компаний, чьи специалисты в последние годы активно приезжают на новые производства в республике. Они привыкли все просчитывать, в том числе и внештатные ситуации, не хотят нести ответственность за арендованный автомобиль, но они и платят по прайсу, не торгуясь.
- Вот кстати: тест-драйв российского автопрома иностранными гражданами! Как впечатления?
- За 5 лет ни одной жалобы, даже устной. Но надо учитывать их характер: дома они, может, и выбирают, что комфортней, а когда речь идет о работе, главное - цена. Самые экономные европейцы. Американцы больше выбирают французские и корейские модели с кондиционером. Запомнился клиент-грек. Приехал с женой, бывшей челнинкой, к новым родственникам. Без авто не обойтись. А он перенес сложную операцию, и ему врачи рекомендовали больше ходить пешком. Так жена из поселка ЗЯБ добиралась до нас на автобусе, а он пешком! И обратно после поездки так же.
- Кстати, что за правило: возвращать автомобиль туда, где взял? Неудобно.
- Мы сейчас просчитываем логистику: надежные парковки в Челнах и близлежащих городах, пригородах, у вокзалов, в аэропорту.
Светлана Комолова