Не уверен, не обгоняй!
За последние месяцы в Татарстане значительно выросло число ДТП с пострадавшими. По данным ГИБДД почти 39% из них связаны с выездом на полосу встречного движения. То есть во время обгона.
Ошибки в расчетах
- Обгон - самый опасный маневр, - говорит по этому поводу директор Центра водительского мастерства Айрат Калимуллин
Опасность его обусловлена и тем, что водители в подавляющем большинстве не умеют обгонять. При обгоне водитель прогнозирует расстояние, скорость, ускорение. И вот большинство в прогнозе ошибается. На занятиях мы проверяем водителей по специальному опроснику, и выясняется, что мало кто из них имеет реальное представление о параметрах обгона. Вот например, идет автомобиль со скоростью 90 км/час, вы его обгоняете со скоростью 100 км/час. Какое будет расстояние обгона? И они на полном серьезе отвечают - 80, 100, 200 метров. А на самом деле, если не будет никакого ускорения, расстояние составит 1 километр. Даже если вы ускоритесь до 120-130 км/час, то расстояние обгона все равно будет 600-700 метров. То есть идет троекратная недооценка водителями ситуации. Иногда у водителя бывают ошибочные ощушения: вот мол у меня машина - зверь, разгоняется очень быстро. Конечно, у "Мерседеса" динамика немного выше, чем, например, у "ВАЗа", но она же не троекратное превышение имеет. Поэтому у нас менее 500 метров расстояний обгона не бывает. И когда водитель, считая, что расстояние обгона 200 метров, все же совершает рискованный маневр, а потом самоуверенно заявляет, что он все рассчитал, это чушь. Он не может понять, что его ошибку исправили другие. Это не он соврешил обгон, это водитель встречного автомобиля его пропустил, нажав на тормоз или убрав ногу с газа. Ладно, если бы он это понял и мысленно поблагодарил Бога и встречного, что все хорошо закончилось. Так нет, У него складывается стереотип, что он все сделал правильно, что он мастер, и так ездить можно. Но ведь когда-то появится встречный автомобиль, который не то, что не захочет, а просто не сможет тебе уступить.
Классический обгон
- Если взять классический обгон, то он должен выполняться по следующим правилам, - продолжает Айрат Калимуллин. - Необходимо соблюдать дистанцию перед впереди идущим автомобилем, чтобы увеличить сектор обзора и видеть встречную полосу, не выезжая на нее. Ни в коем случае нельзя обгонять, если есть впереди мертвые зоны - поворот, спуск-подъем и т.п. Убедились, что дорога полностью просматривается, увидели последний встречный автомобиль, после которого можно совершать обгон. Глянули в зеркало заднего вида (не обгоняют ли вас), включили поворотник, чтобы всех предупредить о своем маневре. Теоретически после этого тебе никто не должен мешать. Начали разгон по своей полосе. Задача, чтобы скорость вашего автомобиля была выше скорости обгоняемого хотя бы на 30 км/час. Выехали на встречную полосу, обогнали и полого, не подрезая, возвращаетесь на свою. По правилам вы должны при этом правый поворотник включить. Но мы обычно говорим, что с точки зрения безопасности в это время лучше руль держать обеими руками и не отвлекаться на переключения. И так все поймут, что вы перестраиваетесь. Потому что идет реальное ускорение, во время которого иногда машину начинает водить. У заднеприводных при ускорении велик риск возникновения заноса, особенно зимой, плюс еще поворот. У переднеприводных в данной ситуации может быть снос. Это сопутствующие риски при интенсивных разгонах. И о них следует помнить.
Это правильный обгон. А что мы видим на наших дорогах. Идет впереди грузовик, к нему вплотную пристроился легковой автомобиль. Водитель дороги не видит. Постоянно одним колесом выезжает на встречку, чтобы увидеть, что впереди. Риск возниконовения ДТП огромен. Мало того, что этот водитель ничего не видит, так он еще и в мертвой зоне находится, его тоже встречные не видят. Ведь есть такие лихачи, которые используют любую брешь, чтобы обогнать. Вот представьте, что он сразу же нырнет в брешь за грузовиком, а там ваш автомобиль, который он не видел. Понятно, что у того водителя с мозгами проблема, но такую ситуацию нужно прогнозировать. И опять же дистанцию нужно соблюдать, чтобы обгоняющий тебя автомобиль, мог заехать в этот разрыв, не подрезая вашу машину.
Многие мотивируют обгон тем, что они торопятся. Но думать, что чем сильнее давишь на газ и больше обгоняешь, тем быстрее приедешь, ошибочно. Это уже доказано многочисленными экспериментами. Например, по трассе один спортсмен ехал со скоростью потока, старясь не нарушать правила дорожного движения. Другой старался поток обогнать. И на расстоянии 100 километров его выигрыш составил всего пять минут. Так стоит ли ради этого рисковать? А о времени и манере преодоления трассы будет отдельный разговор.
Сергей РОДАЧЕВ