Галопом по Европам
Наш земляк Сергей Х. в последнее время часто бывает за границей. Можно сказать, объездил на машине пол-Европы. Мы поинтересовались, каковы его ощущения, как водителя, когда он из России приезжает в Европу и наоборот.
- Конечно, Европа сначала шокирует, - рассказывает Сергей. - Причем первый шок я испытал, когда приехал туда еще в качестве пешехода в 1985 году по турпутевке. Однажды на одной из улочек подходим к пешеходному переходу, и одновременно с нами подъезжает машина. Мы останавливаемся, и машина останавливается. Стоим, ждем, когда машина проедет. Пока, наконец, не поняли, что она ждет, когда мы пройдем. Такого мы, простые советские люди, конечно, не ожидали. А второй шок, был в конце 90-х, когда в Греции я сел за руль иномарки. Дороги узкие, много спусков и подъемов. Сначала ехал, как мог, а потом, привыкнув, стал обращать на то, что вокруг творится. И заметил, что очень часто на перекрестках машины на главной дороге вдруг останавливаются и пропускают ту, которая следует по второстепенной и по всем правилам должна уступать дорогу. Причем это решалось по-разному. Бывает, что рукой махнут или фарами моргнут - мол, проезжай. Мы же привыкли, что в России обычно мигали дальним светом только тогда, когда требовали уступить дорогу, а в Европе оказалось наоборот. Правда сейчас обращаю внимание, что у нас тоже начинает все меняться в эту сторону. Также часто используют аварийные огни, чтобы извиниться или сказать спасибо.
- То есть первое, что сразу бросилось в глаза на дорогах Европы, кроме их качества, непонятная нам вежливость?
- Да. Вот, например, едешь в Германии по многополосной дороге и включаешь поворотник, чтобы перестроиться в левую полосу. В 99 случаях из 100 машина, которая едет чуть сзади и слева от тебя, обязательно притормозит и пропустит. В России же это практически невозможно. Тут наоборот скорость увеличивают, чтобы только ты не залез вперед. Или часто так бывает, что дорога сужается, и одна полоса исчезает. В России при большом потоке машин, чтобы перестроиться с этой полосы, приходится ждать или же рисковать и выскакивать в поток машин. Потому что те, кто едут по открытой полосе и не подумают тебя пропустить. В Европе, как правило, в таких случаях по одной машине пропускают. Вот ты едешь, притормозил, одну машину пропустил и поехал дальше. Следующие за тобой делают то же самое. Конечно, есть люди, которые этим пользуются. И я бываю грешен. Зная, что полоса скоро исчезнет, я не перестраиваюсь заранее, а еду до конца, потому что она свободней. И надо сказать, что к этому другие участники движения относятся лояльно, потому что считают, раз человек так едет, значит, он торопится, и пропускают.
- И что же, аварий не бывает?
- Бывают. Вот, например, характерная вещь. На перекрестках на светофор едут до последнего – даже когда после моргающего зеленого загорается желтый, а потом красный, все стараются проскочить. Потому что при переключении светофоров секунд десять во всех направлениях горит красный свет, а это гарантия, что никто не стартанет по поперечной дороге. И случается, что кто-то более дисциплинированный или неопытный остановился на моргающий зеленый, и в него сзади въезжают. И это достаточно стандартная ситуация, которую я часто видел, проезжая по Европе. Говоря о светофорах, нужно отметить, что в России ты стоишь на перекрестке и видишь, какой свет горит для встречного потока. И для того и для другого потока зеленый загорается одновременно. Поэтому, даже не видя светофора, если встречный поток двинулся, можешь смело ехать и ты. А в Европе таких «прозрачных» светофоров практически нет, то есть ты не видишь, какой свет горит для встречных машин. Бывает так, что для встречных горит зеленый, а для тебя – красный. И очень часто для каждой полосы стоят отдельные светофоры. Это очень удобно, но к этому нужно привыкнуть и быть очень внимательным.
- То есть нужно время для адаптации?
- Конечно. Даже здесь, когда я, например, из Челнов первый раз поехал в Самару, то светофоров я там поначалу не видел, потому что они стояли в непривычных для меня местах. То есть не так, как у нас. Поэтому в первую свою поездку, пока не привык, как минимум, на пару красных проскочил. Слава богу, все обошлось без штрафов и ДТП.
- Что бросается в глаза, когда заезжаешь в Россию?
- Такое впечатление, что на наших дорогах ездят стадом. Если в Европе машину едут строго по своим полосам, то в России полосность соблюдается весьма условно. Совсем недавно в Словении я увидел совершенно уникальные кольца. На них по четыре-пять полос, между которыми бордюры. Перестроиться на другую полосу можно только через разрыв бордюра. И ты проезжаешь по этим кольцам достаточно безопасно и легко. Это пример того, как развязки можно делать без строительства эстакад за счет грамотной организации движения на кольцах. И когда я проезжаю по нашему Орловскому кольцу, то думаю, почему бы не перенять этот опыт. То есть в Европе делают дороги очень продуманно. И не только, чтобы увеличить пропускную способность, но и сделать их максимально удобными для людей. И вообще, в отличие от России, там совершенно по-другому воспринимают окружающих людей. Там едешь и чувствуешь человеческое отношение к себе со стороны окружающих и стараешься ответить тем же. А когда я еду, например, по челнинским улицам, то у меня такое ощущение, что водители воспринимают всех остальных участников движения, как досадное недоразумение, мешающее им добраться до заданного места.
Записал Сергей РОДАЧЕВ