ДальноBOYщик
Самый длинный рекламный ролик «КАМАЗа» - сериал «Дальнобойщики» - дает некоторое представление о трудовых буднях российских водителей магистральных грузовиков. А какова специфика работы их заокеанских коллег? Об этом нам поведал челнинец Денис, который в 2011 году начал колесить по американским хайвеям на могучем «Фрейтлайнере».
...Первый месяц в США я ездил на легковушке по российским правам. Как говорят, по ним здесь можно кататься 3 месяца, а после нужно получить американские. Экзамен на водительскую лицензию сдают в DMV (Департамент транспортных средств). Все очень просто. Отвечаешь на 20 вопросов, примерно таких же, как в нашем ГИБДД. Если плохо владеешь английским, допускается присутствие переводчика из друзей или родственников. Если тест прошел успешно, тут же с офицером садишься в машину (можно в свою) и с полчаса колесишь по городу, соблюдая ПДД. И всё! Тут же меня сфотографировали и выдали временные бумажные права. А пластиковые прислали по почте через пару недель.
Грузовики в США (здесь их называют «траками») - это коммерческий вид транспорта. И на право его вождения нужна отдельная лицензия. Я подготовился и вновь отправился в DMV, заплатив 20 долларов за экзамен. На этот раз тест оказался куда серьезней – помимо общих знаний, требовалось разбираться и в системах грузовика. Кстати, в день на сдачу даются две попытки.
По всей Америке ездит порядка 11 миллионов траков. Машины хорошие, лучшими считаются: «Вольво» американской сборки, «Фрейтлайнер» и «Интернешнл». Работать устроился в маленькую компанию, у которой в наличии имеется 20 грузовиков (в крупных компаниях до 1000 автомобилей). Все машины застрахованы самой компанией, а вот медицинскую страховку не предоставляют.
Тьфу-тьфу, все пока обходилось. Но в случае чего тебе здесь не дадут умереть. По-любому вылечат, но потом выставят счет. Хотя если ты не можешь выплатить всю сумму сразу, могут раскидать – будешь по 15-20 долларов выплачивать какое-то время. А иногда и вообще прощают. 40 миллионов американцев живут без медицинской страховки...
Компания в рейс выдает топливную электронную карточку, которая принимается на заправках. Лимит на сутки – 230 галлонов топлива. Галлон (3,750 литра) соляры сейчас в США стоит 3,80-4 доллара.
Зарплату выдают каждую неделю – как и во всей Америке. Это удобнее, чем в России, когда к концу месяца крохи подъедаешь. Профессия водителей траков здесь считается доходной. Сумма зависит от пройденного километража. Никаких зарплат в конвертах, все прозрачно. Но и налоги ты обязан заплатить сам.
Базируюсь в штате Колорадо, езжу в основном в Техас, Дакоту и Айову – развожу пиво. Если в России у водителя есть путевой лист, а остальное он сам регулирует - когда ему есть, а когда спать - то здесь по закону положено в сутки ехать не более 11 часов. Натикало - обязан остановиться. Можешь не спать, но и ехать нельзя.
Как это контролируется? У каждого драйвера есть табличка, где он обязан отмечать время выезда и остановок. Кроме того, по пути следования постоянно заезжаешь на станции весового контроля. Там кабинка, сидит офицер за окошком. Мимо проезжают траки, на дверях которых написаны номера авто и названия компаний – офицер забивает эти данные в компьютер.
И ведут они тебя так от одной станции до другой. И если едешь, не останавливаясь, без сна, а в своей табличке написал, что спишь, то они это легко вычисляют. А с нарушителей закона спрос строгий.
Для отдыха везде есть площадки, где можно принять душ, сходить в туалет – причем это все бесплатно. Поэтому под деревьями здесь никто не мочится. На обочинах хайвеев просто «на покушать» останавливаться нельзя – штраф 1000 долларов. Встать можно только в экстренных ситуациях, если что-то сломалось, да и то – должен выставить сзади три знака аварийной остановки.
Кстати, о взаимовыручке водителей, как в России, здесь речи не идет. Она просто не нужна. У меня в траке даже молотка нет. Если в пути, например, навернулось колесо, сообщаю об этом диспетчеру, тот присылает аварийку – в течении получаса проблема устранена.
Когда вынужденно стоишь на обочине, обязательно подъедет полицейский и спросит, что случилось. Бывает даже, что из-за поломки останавливаешься на узком участке дороги, так коп припаркует свою машину позади тебя и включит мигалку, оповещая других участников движения.
* * *
Вообще здесь полицейские с трубочками с утра, как в Челнах, не стоят и за кустами не прячутся. Копы не будут тебя трогать, если ты ничего не нарушил. Если, выпив алкоголя, ты едешь и не виляешь, у него просто нет оснований останавливать тебя. Кстати, можно выпить в час одну кружку пива или рюмку более крепкого напитка. Русские с удовольствием этим пользуются, порой напиваясь. Но уж если поймают пьяным за рулем, то могут и в тюрьму посадить.
Полицейские не дежурят под знаками – они патрулируют на машинах – радары во все стороны, фото-видео-фиксирование. Если коп заметил превышение скорости, он пристроится к тебе сзади, понаблюдает (может, ты случайно превысил). Если не сбросишь скорость, включает сирену, приказывая остановиться.
Вообще, стражи порядка с пониманием относятся. Бывает, не помещаешься при маневре в узких проездах какого-нибудь городка, то можно и на встречку выехать и на бордюр заехать. В России за это оштрафовали бы...
В полицейский участок могут сопроводить, если ты не уплатил штраф. Мой отец как-то забыл про 15-долларовый штраф. Его доставили в участок и выпустили под залог в 200 долларов. В итоге из этих двухсот ему вычли неуплату штрафа, судебные издержки, госпошлину, оплату охранника и вернули 75 долларов. То есть, за 15-долларовый штраф он заплатил 125. Но это еще ерунда. Один мой знакомый забыл оплатить штраф на 150 долларов, а в итоге переплатил 800...
* * *
С криминалом я здесь не сталкивался, хотя говорят, что мексиканцы и черные устраивают разборки. На парковках машину не закрываю, хотя в кабине телефон, навигатор, комп. И даже не переживаю, что его могут украсть. Знакомый рассказывал, что у него однажды слили солярку на 300 баксов. Слышал, что у одного драйвера, пока он спал, срезали с трейлера медные провода, примерно 24 метра. Но это скорее исключения. Законопослушание американцев привело к повсеместному стукачеству. Они могут позвонить копам и сказать, что такой-то трак нарушает ПДД. Или увидит, как ты выбросил в окошко бычок – а за это штраф 700 долларов. Здесь, кстати, очень чисто на дорогах.
* * *
Дороги, конечно, хорошие. По хайвею в обе стороны по 4-5 полос. Удобные развязки, информация доступная – я со своим неважным английским все понимаю. Количество ДТП увеличивается в межсезонье, когда дороги подмерзают. Они это называют «Чёрный лед». Чтобы реагентами поливали трассы – не видел, может, и льют. Но песком сразу же засыпают. Дорожники работают очень хорошо.
Что мне нравится – дружелюбность водителей. Если он видит, что я в узкий поворот не могу вписаться, то обязательно остановится, подскажет знаками, куда принять – вправо или влево. А драйверы, если обгоняют тебя, помашут рукой, мол, извини, брат, тороплюсь...
Записал А.Гаянов