Что делать с "хрустиками"?
Вообще-то слово "хрустики" очень не нравится всем, кто действительно озабочен ростом аварийности с участием скутеров. Ведь управляют этими маленькими двухколесными машинками чаще всего дети. И если что-то "хрустнуло" на дороге, значит, случилась беда. Но что поделаешь, так прозвали скутеристов водители, которых они раздражают. И есть за что, ведь ездят пацаны на скутерах как попало, часто представления не имея о Правилах дорожного движения. В общем, это проблема. И обсудить ее на днях решили за круглым столом в ГИБДД с участием инструкторов, педагогов, психиатра, байкеров и самих подростков.
Начальник ГИБДД Челнов Радий Кадиков дал понять, что ошибочно думать, что Госавтоинспекция может решить эту проблему. Во-первых, законом не запрещено ездить без водительского удостоверения на технике с двигателем мощностью до 50 куб. см. Главное, чтобы исполнилось 16 лет. Во-вторых, гаишникам не разрешают преследовать двухколесных нарушителей, так как любая погоня провоцирует их увеличивать скорость, и они могут разбиться. Кстати, на своих форумах "раздолбайкеры" часто хвалятся, как они лихо удирали от гаишников. И-в третьих, ГИБДД - это всего лишь надзорный орган, который, как заверил Кадиков, всеми возможными способами будет "запрещать и препятствовать", но проблемы все равно не решит. Решение видится в повышении культуры участников дорожного движения. А этому могут научить только семья и школа.
Много времени было уделено во время обсуждения форм работы с детьми и методам донесения до них информации. В основном, конечно, эта нагрузка ложится на школу. Но, как выясняется, на школьной скамье заниматься воспитанием уже поздновато. Начинать надо с семьи, с родителей, которые несут первейшую ответственность за своих детей до их совершеннолетия. И которые, кстати, и покупают своим чадам скутеры.
- Не все родители знают, что фундаментальное воспитание ребенка заканчивается в пять лет, все остальное время остается только на огранку и шлифовку того, что было заложено, - говорит по этому поводу психотерапевт Венера Васиянова. - Наследственность тоже влияет. Если есть, например, какая-то генетическая предрасположенность к гонкам и экстриму. И в моем понимании, чтобы решить проблему профилактики ДТП, нужно изначально решить этот вопрос внутри семьи: стоит ли сажать ребенка на скутер или нет. Уровень зрелости наступает не ранее 16-18 лет, и, по мнению наших врачей-психиатров, ребенка до достижения этого возраста на скутер сажать нельзя. И управлять транспортным средством можно только после курса обучения.
На законодательных "верхах" об этом пока только думают. А на "грешной земле", по наблюдениям участников круглого стола, нередки случаи, когда, например, за рулем скутера сидит 10-летний мальчик и везет еще двух пассажиров. Или скутерист гоняет по дороге без шлема, но с бутылкой пива. С другой стороны не раз доводилось наблюдать, как иной водитель, видя, что впереди едет скутерист, начинает его зажимать или выдавливать с полосы.
- Конечно, когда-то будут созданы условия для решения всех вопросов безопасности дорожного движения: будет другая техника, будет другой менталитет, будут другие люди... Но это будет когда-то, это будет потом. А нам надо решать задачу, которая стоит перед нами сейчас, - считает директор Центра водительского мастерства Айрат Калимуллин. - А данность такова: есть скутеры и есть дети неразумные, которые не ведают, что творят. Да, их нужно воспитывать. Но в одночасье этого не сделаешь. И неправильно все сваливать на школу, на ГИБДД, все должны участвовать в этом процессе. В том числе и водители. Существует проблема появления пешехода или велосипедиста на дороге, водитель обязан приспосабливаться к ней - сбрасывать скорость перед пешеходными переходами и т.д. Это то же самое, как во время недавно прошедшего сильного ливня все сразу замедлили движение, то есть, стали приспосабливаться к сложившимся условиям. Ведь никто не стал гнать, потому что это опасно. А некоторые вообще остановились. Существует сегодня риск наехать на скутериста, давайте приспосабливаться и к этому. Никуда от этого не деться, мы должны решать задачу, которая существует на сегодняшний день. Мы всегда на лекциях делаем акцент на том, что водитель изначально сильнее, поэтому он должен уступить пешеходу. Если ты грамотный водитель, то уступи начинающему, потому что ты сильный. Вот тут говорят, что скутеристы раздражают водителей на дороге. Да не раздражаться на них надо, а опасаться. Их беречь нужно и думать о том, чтобы они не упали перед вами. И скорость сбрасывать, и объезжать их. А как по-другому? И нужно быть готовым к тому, что ситуация будет худшаться. И водителю следует помнить, что перед ним не скутерист на дороге, а ребенок.
Поскольку водители - это тоже родители, то и получается, что начинать решать проблему всем нужно с себя. Находясь в обществе человек невольно начинает вести себя так же, как и все вокруг. И если человек видит, что один уступил дорогу, другой пропустил, то и он начинает подстраиваться и менять свое поведение. Так, глядишь, и детишки, подражая взрослым, поймут, что культурно и грамотно ездить - это круто.
Сергей РОДАЧЕВ